Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Заведование кабинетом. Должен ли учитель делать ремонт сам?

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Статьи

Внеурочная деятельность

Обязан ли педагог нести ответственность за свой кабинет по «всем фронтам», то есть не только оформлять кабинет плакатами и расставлять стеллажи по собственному желанию, но и докупать мебель и делать в классе ремонт? Рассматриваем понятие «заведование кабинетом» с юридической точки зрения.

22 марта 2019

Во-первых, определим, что скрывается под фразой «заведование кабинетом». Ответственность за конкретную классную комнату предполагает определённые действия в этом кабинете. Например, педагогу надлежит следить за состоянием указанного помещения и, в случае выявления недостатков, поломок или кражи, в письменном виде докладывать о данных фактах администрации учреждения.

Во избежание неприятных инцидентов вернее всего будет писать служебные записки в двух экземплярах: один документ для администрации, второй (с пометкой факта приёма администрацией первой записки) — для преподавателя.

В случае непредвиденных разногласий всегда можно будет оперировать тем фактом, что учитель должным образом и своевременно поставил в известность главу учреждения о проблемах в школьном кабинете.

Заведуя кабинетом, преподаватель должен справляться с организацией пространства в кабинете согласно требованиям закона.

Учитель ответственен в оформлении комнаты, то есть расставляет мебель по своему усмотрению, подбирает и размещает необходимые для обучения стенды и плакаты и т.п.

Покупка оборудования, покраска стен, прибивание плинтусов и любого рода ремонт кабинета не входит в обязанности преподавателя. Требования усовершенствовать кабинет (в любом смысле) за счёт учителей не законны.

Если глава школы продолжает настаивать на том, что «кабинет учителя — и ремонт учителя», следует в ответ потребовать у администрации должностные обязанности с чётким указанием, что ремонт закреплённого за педагогом кабинета является его ответственностью.

Причём право требовать подобные документы есть у любого работника согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, ст.

 62: «по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно».

Дополнительная работа — дополнительный договор

Необходимо упомянуть, что заведование кабинетом — это отдельная работа, и работа эта не входит по умолчанию в должностные обязанности педагога.

Следовательно, если учитель собирается принимать на себя ответственность по заведованию классной комнатой, ему нужно написать заявление на согласие выполнять работу по заведованию кабинетом и подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.

Относительно такой дополнительной работы в Трудовом кодексе РФ имеются следующие положения (ст. 60.2. ТК РФ «Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором»):

  • «С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
  • Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
  • Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
  • Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня».

Также интересы учителя защищены и в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. № 536 г. Москва «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». П. 2.

3 Приказа гласит о том, что «другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

  • … графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ)».

Материальная ответственность: кто кому должен?

Разобравшись с сутью заведования кабинетом и правилами оформления устройства на дополнительную работу, наконец определим понятие материальной ответственности. Ведь если администрация требует от учителя выполнить ремонт/купить мебель и т.д. в кабинет — это прямое указание на то, что педагог является материально-ответственным лицом. Но так ли это?

Обратимся к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

В Приложении № 3 (Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества) указываются все виды работ, при выполнении которых может вводиться материальная ответственность, и в этом перечне отсутствует вид такой работы, как «заведование кабинетом».

Соответственно и требовать от учителя денежные «вложения» в кабинет незаконно.

Естественно, мы не рассматриваем те случаи, когда что-либо в кабинете испорчено или утеряно по вине учителя.

Если работодатель может доказать вину своего работника в умышленной (или по неосторожности) порче/утере вещей, педагог несёт материальную ответственность.

Виноватому в инциденте учителю придётся либо вернуть, либо возместить за свой счёт «пострадавшую» вещь вне зависимости от своей должности, стажа или характера выполняемой работы.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: //rosuchebnik.ru/material/zavedovanie-kabinetom-dolzhen-li-uchitel-delat-remont-sam/

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?
12. Сейчас много всякой информации пишут об анкетах с согласием на медицинское вмешательство. И о согласии на обработку ПД. Так вот, если человек не зная, подписал их когда — то в школе, в поликлинике, в собесе? Как обратно отозвать эти бумаги? Спасибо.

12.1. Пишите заявление об отзыве согласия.

13. Разъясните пожалуйста. В школе моему ребёнку дали бумагу для подписи родителям, на согласие или на отказ от манту. Я написал отказ, на что в школе сказали если я не дам согласие, то ребёнка не пустят в школу. Если манту обязательное, что из-за его отсутствия могут не пустить ребёнка в школу, тогда зачем им моё согласие? А если я не даю согласие то на каком основании в школе имеют право не допускать ребёнка к занятием?

13.1. Можно написать отказ от манту, но тогда нужно принести заключение врача фтизиатра, что ребенок здоров. Школа просто страхуется, потому что туберкулез инфекционное заболевание и нельзя подвергать риску других детей.

Консультация по Вашему вопросу звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России 14. Пожалуйста мой ребёнок в школе подписывает какие-то бумаги могу ли я в письменной форме запретить школе давать бумаги на подпись несовершеннолетнему.

14.1. Безусловно, вы имеете такое право. Ставьте юристу за ответы звездочки, пожалуйста, удачи вам.

15.1. Д. Если рассмотреть типовой устав любого МБОУ (муниципального бюджетного образовательного учреждения) то они обязаны только реализовывать образовательные программы и более ничего.

Обеспечение учащихся бытовыми предметами первой необходимость не относится к обязанностям МБОУ, поэтому ежегодно все родители складываются деньгами в так называемый фонд класса, что является делом добровольным, также вы не лишены права снабжать ребенка мылом, Тула. Бумагой, полотенцами и пр.

самостоятельно, но разве же это удобно? Нет. Поэтому родители предпочитают централизованно складываться на Тулаетные принадлежности, а учитель выдает их по необходимости.

16. В школе сыну передали бумагу, что делают прививки Д тест, я отказалась. Теперь угрожают что отстранят сына от школы. Или мы должны поехать и сами сделать, так ещё и платно. Я отказываюсь. Помогите.

16.1. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза». Пункт 5.

2 указанных Правил устанавливает, что проба Манту проводится 2 раза в год детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза. Пункт 5.

7 Правил предусматривает, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания (абзац второй).

Таким образом, при отказе от проведения диаскин теста, придется взять заключение у фтизиатра для допуска к занятиям.

17. Долг за детский сад не ходили в него уже 3 года сейчас звонят и говорят что долг в 13000 тысяч рублей мы уже ходим в школу что делать карту медицинскую нам не отдали!? что делать и как быть звонила заведующая говорит что пришли какие-то бумаги из управления по оборудованию что бы она меня взяла долг но мы не ходили уже сколько.

17.1. В министерство образование обратитесь. Можно по электронике.

18. Мы отказались от прививки диаскин тест в школе и от фтизиатра. Теперь ребёнка отстраняют от занятий и заставляют подписать какую-то бумагу составленную директором школы. Подскажите пожалуйста что делать?

18.1. Уже лет так 10 диагностика на туберкулёз в школах РФ по приказу Минздрава проходит в школах. Ваш ребёнок не имеет права без присутствия родителей подписывать какие — либо документы.

В данном случае директор школы обязан Вас, в соответствии со своими обязанностями, проинформировать Вас по существу дела. Сходите в школу и изучите бумагу, которую составил директор, возьмите копию.

Надо Вам узнать подробнее и обращайтесь к нам. Удачи Вам.

19. Директор школы сказала что будет выщитовать с зарплаты 10% типа за плохую уборку своей территории я ей сказала что по закону вы не имеете право после чего она заставила всех техничек подписать бумагу что якобы мы получаем каждый месяц премию 3000 рублей и стимулярку 3000 рублей но на самом деле не разу не получали я так думаю что она все таки хочет с нас сдернуть деньги.

19.1. если ваш директор считает, что «крепостное право» на Руси еще не отменили, то следует на нее каждой техничке пожаловаться в прокуратуру (там учет по жалобам, а не по людям, лучше жаловаться индивидуально). Ее действия по фальсификации оплаты труда попадают под уголовную ответственность.

19.2. В чем состоит Ваш вопрос?

20. Работала в сельской школе. В мае 2017 года ушла в декрет, а в августе того же года уволили в связи с ликвидацией образовательного учреждения (статья 81 часть 1 п.1). За 2 месяца до увольнения мне об этом сказал директор школы, но никаких бумаг я не подписывала. Думаю, что мою подпись могли подделать. Что делать?

20.1. А могли и не подделывать. В случае если работник отказывается от подписи уведомления, работодатель составляет акт об отказе в одностороннем порядке.

Но если вы уверены, можете оспорить свое увольнение в связи с нарушением процедуры в судебном порядке. Для вас, как работника, подача иска гос. пошлиной не облагается.

Принадлежность подписи устанавливается или опровергается экспертизой.

21. В школу на выпускные экзамены просят сдать деньги на бумагу, гелевые ручки и питьевую, бутилированную воду. Законно ли это? Разве школа не обязана предоставить питьевую воду на экзамены? И ручки я могу купить сама.

21.1. Это ваше дело. Просто не сдавайте деньги.

21.2. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, школа не обязана обеспечить детей водой на время экзаменов, так же и бумагой и ручками. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Легостаева А.В.

22. В середине сентября 2018 года, меня остановила машина ГИБДД, за то что перешёл в неположенном месте, при этом у меня спросили номер телефона мой и мамы где я учусь и прописка, дальше он отпустил сказал что провёл беседу, сегодня (10 ноября) пришла бумага в школу из полиции, о том что ставят на внутришкольный учёт, что и как мне делать? Учусь в 11 классе, хотел поступать в высшее военное училище.

22.1. Часть 2 статьи 1.5 КоАП РФ «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

» Если в отношении Вас либо в отношении Ваших родителей (так как Вы являетесь по факту несовершеннолетним) не был составлен протокол об административном правонарушении, соответственно действует принцип невиновности, Вы чисты перед законом) Внутришкольный учет — не является законодательно мерой государственного наказания, однако является характеризующей частью ученика.

Рекомендую обжаловать решение внутришкольного совета о постановке Вас на учет.

23. Я работаю учителем в школе. Какое-то время назад заболел другой учитель и меня заставили его замещать-все его часы вела я.сказали что все оплатят, когда этот учитель принесет больничный. Больничный сдан несколько дней назад, мне ничего не заплатили. Директор говорит-разбирайтесь с бухгалтером, а бухгалтер кивает на директора. Как мне получить деньги? Да,никаких бумаг-согласий на замещение мне не давали, нигде это не зафиксировано, все часы записаны только в журнале замещений.

23.1. Данная процедура должна была быть оформлена в рамках ст. 60.2 ТК РФ, к примеру, в форме дополнительного соглашения к трудовому договору. Порядок оплаты регламентирован ст. 151 ТК РФ.

Направьте работодателю претензию или служебную записку с требованием о выплате денежных средств, напомните, то будете вынуждены обратиться в вышестоящий органы.

Если указанный выше порядок не подействует, Вы вправе обратиться в трудовую инспекцию или в суд.

24. Меня сократили по сокращению штата в школе. Какие пособия я могу получить, если я на бумаге только являюсь ИП.

24.1. Если ваши трудовые отношения с работодателем не были оформлены то ни на какие выплаты по сокращению Вы не можете рассчитывать.

24.2. Альбина, как вы работали в школе — по совместительству?

Источник: //www.9111.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B/%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%B2_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%83/

Материальная ответственность учителя

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

В. Луховицкий

Материальная ответственность учителя

Вопросы учителей

1. В нашей школе проходит инвентаризация. По распоряжению директора завхоз сказал всем учителям-предметникам составить списки имеющихся в их кабинетах наглядных пособий, мебели, оборудования и т.д.

Всех заставили расписаться под этими списками, а теперь нам говорят, что мы все несем полную материальную ответственность за сохранность школьного имущества.

Законны ли эти действия администрации?

2. В прошлом учебном году я стала заведующей кабинетом информатики, уже зимой поняла, что совершила большую ошибку. Компьютеры ломаются, а оплачивать их ремонт меня заставляют за  мой счет, потому что я, как завкабинетом, несу за все в нем находящееся полную материальную ответственность. Что мне делать?

3. Может ли быть материально ответственным лицом учитель химии, если он одновременно работает на полставки лаборантом в химическом кабинете?

4. Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики, за все компьютерное оборудование не только класса, но  и школы? Интересно, существует ли судебная практика взыскания полной стоимости украденного компьютерного класса или компьютера с учителя?

5. Имеет ли право администрация школы требовать деньги за «испорченный» классный журнал?

Обзор законодательства

О двух видах материальной ответственности: «ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю» и «полной материальной ответственности» идет речь в статьях 238-248 Трудового кодекса РФ.

Чем они различаются?

Рассмотрим на простом примере. Учитель работал на уроке с компьютером и сломал его. В таком случае работодатель может взыскать с него  прямой действительный ущерб в размере не свыше его среднемесячного заработка[1].

Но если компьютер сломан кем-то другим (например, учеником), то возмещать ущерб придется не учителю, а лицу, несущему за данный компьютер полную материальную ответственность, причем в полном размере.

Понятно, что для работника выгоднее первый вид ответственности, а работодатель заинтересован в том, чтобы максимальное число работников несло именно полную материальную ответственность.

С кем работодатель может заключать договор о полной материальной ответственности? В ст. 244 перечислено 4 условия:

·  лицо должно быть работником данной организации, заключение договоров о полной материальной ответственности с лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера, не допускается;

·  достижение работником возраста 18 лет;

·  с работником, который непосредственно обслуживает материальные ценности;

·  должность или работа этого работника предусмотрена в перечне работ и категории работников, установленных Правительством РФ[2].

Мы послали в Федеральную службу по труду и занятости следующий запрос:

  • С какими из служащих, поименованных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» допускается заключать договоры о полной материальной ответственности?

В полученном ответе[3] сказано:

«В Перечень должностей, с которыми может заключаться договор о материальной ответственности, включены такие должности работников образования как лаборант[4], методист кафедры[5] (деканата), заведующий сектором библиотеки.

Перечень расширительному толкованию не подлежит.

Согласно Перечню работ, работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества со специалистами, осуществляющими работу по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях.

Указанные в Перечне работы могут выполняться работниками, не занимающими каких-либо определенные должности. Основным в этом случае является характер выполняемой работы. непосредственно связанной с хранением, обработкой, реализацией, перевозкой или применением в процессе производства вверенных работнику ценностей».

В последнем абзаце содержится некоторая лазейка для работодателя: если включить хранение, обработку, реализацию, перевозку или применение в перечень должностных обязанностей, то можно заключать договор о полной материальной ответственности с любым работником. Другое дело – что все эти виды работ не входят в должностные обязанности учителя, поэтому он не должен соглашаться работать на таких условиях. В данной ситуации на его стороне будут и Трудовая инспекция, и суд.

Наиболее сложным вопросом является возможность заключения договора о полной материальной ответственности с учителем, заведующим кабинетом.

Эта должность не вошла в выше названный Перечень, потому что ее нет и в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[6].

Среди должностей руководителей педагогических учреждений в справочнике упоминается Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения, но, судя по перечню его должностных обязанностей, это совсем не тот человек, которого мы называем заведующим кабинетом.

Тем более что во всех нормативных актах идет речь лишь о доплатах за заведование кабинетом (наряду с доплатами за проверку тетрадей и т.п.). Возможно, руководителем структурного подразделения можно было бы считать специалиста, ответственного за работу всей имеющейся в школе вычислительной техники (но ни в коем случае не простого учителя информатики!).

Вот как, например, определены должностные обязанности в примерной инструкции учителя:

При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

  • проводит паспортизацию своего кабинета;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
  • организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
  • разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
  • принимает участие в смотре учебных кабинетов.

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Незаконное заключение с учителем договора о полной материальной ответственности (вариант – незаконное требование возмещения учителем полной стоимости школьного имущества свыше среднего месячного заработка учителя)[7].

2. Незаконные требования ремонта за счет учителя школьного имущества, испорченного из-за того, что работодатель не обеспечил надлежащих условий содержания и хранения.

Способы защиты

Первое нарушение – самое массовое, особенно страдают заведующие кабинетами, а также учителя информатики и химии. Именно их администрация очень хотела бы сделать материально ответственными за технику, приборы и реактивы.

Первый совет – внимательно читайте документы, которые вам предлагают подписать. Если среди них есть договор о полной материальной ответственности – отказываетесь подписывать, ссылаясь на вышеуказанные нормативные акты.

При этом следует иметь в виду, что, даже если такой договор подписан, он все равно будет признан судом недействительным.

Так что, если директор очень настаивает, а вы очень хотите занять данную должность, можете спокойно подписывать, зная, что в конфликтной ситуации закон будет на вашей стороне.

Если вы ничего не подписывали, а директор ссылается на то, что вы по должности несете полную ответственность, можно вообще не беспокоиться: с вас ничего нельзя взыскать, кроме среднемесячной зарплаты.

Получив на руки копию приказа о том, что вы должны возместить в полном объеме то-то и то-то, вы пишете письмо в Трудовую инспекцию, и инспектор быстро объяснит директору ситуацию.

Ни в коем случае не поддавайтесь на жалостливые разговоры о том, что страдает учебный процесс, у школы нет денег и т.д. За все школьное имущество отвечают завхоз и директор, их дело – законными способами обеспечивать сохранность школьного имущества.

И, разумеется, при любой попытке взыскать с вас полную стоимость испорченного имущества смело идите в суд. До сих пор не было случаев, когда суд вынес решение о полной материальной ответственности педагога.

Что касается второго нарушения, то здесь важно не забыть несколько моментов:

  • Если вы видите, что школьное имущество (например, компьютеры в компьютерном классе) хранится или эксплуатируется неправильно (нет решеток на окнах, металлической двери и т.д.) или его сохранность зависит не только от вас (например, в вашем кабинете ведут уроки несколько учителей, или учащиеся свободно заходят в помещение без учителя), немедленно пишите директору докладную записку.
  • При вступлении в должность завкабинетом будьте предельно внимательны – проверьте (не формально!) состояние каждой вещи и не поленитесь зафиксировать его на бумаге. То же самое — перед началом использования учителя любого школьного имущества.
  • Помните, что взыскать с вас ущерб можно только в течение 1 месяца. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба вы можете обжаловать его действия в суде.
[1] ст. 238 и 241 ТК РФ [2] Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2003 г., регистрационный № 4171). [3] от 22.07.10 № 2178-6-1. [4] Ни в одном варианте должностной инструкции лаборанта в школе мы не нашли указаний на полную материальную ответственность. В Перечне имеется в виду лаборант кафедры в вузе. [5] В некоторых школах методические объединения теперь называют «кафедрами», но должности «заведующий кафедрой математики средней школы» не существует. [6] Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593. [7] Здесь мы не рассматриваем три случая, когда любой работник по закону несет полную материальную ответственность: если обнаружена «недостача ценностей,  полученных по разовому документу» (например, для организации летнего лагеря, поездки и проч.), если ущерб причинен умышленно, или в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, или же в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.

Источник: //pedagog-prof.org/defence/mat-otvet

Школьные отчёты и бумажная работа учителя: как должно быть

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Учителя жалуются, что им приходится заполнять миллион бланков, бумажек и отчётов, — учить детей некогда. Наш блогер, учитель Наташа Нетрусова, рассказывает, какие документы учитель должен заполнять, а какие может игнорировать (и по закону ему за это ничего не будет).

Учителя жалуются, что основная их работа — бумажная. Но вешать её на учителя противозаконно. Давайте разберёмся, как должно быть и как этого достичь.

1. Кто решает, что должен учитель?

Мы живём в России. У нас действует Трудовой кодекс РФ. Вопросы увеличения или уменьшения отчётности учителя регулируются нормами трудового законодательства, а не местными административными решениями.

Чтобы работник вёл ту или иную отчётность, эта обязанность должна быть прописана в его трудовом договоре или должностной инструкции. В них нельзя вписать что угодно.

Обязанности должны строго соответствовать Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих либо профессиональному стандарту «Педагог», если школа уже его использует.

2. Что требует квалификационный справочник?

Должностные обязанности учителя:

  • разработка рабочих программ по предмету;
  • ведение электронных форм документации, в том числе электронных журналов и дневников обучающихся.

Немного подробнее о рабочих программах. Согласно ФГОС, работодатель вправе требовать только:

  • планируемые результаты освоения дисциплины, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Если от вас требуют чего-то ещё и это не прописано в вашем трудовом договоре — просто не делайте.

3. Что требует стандарт «Педагог»?

  • Разработка программ учебных дисциплин;
  • Планирование учебных занятий;
  • Проектирование воспитательных программ;
  • Разработка (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития ребёнка;
  • Участие в разработке основной программы образовательной организации (только для дошкольного образования);
  • Планирование образовательной работы в группе детей (только для дошкольного образования);
  • Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями (только для основного и среднего общего образования).

Скажу чуть подробнее о планировании учебных занятий. Планы учитель составляет для себя. Администрация может их потребовать только в случае каких-то происшествий, например жалоб родителей. Никаких установленных форм таких планов нет, все носят рекомендательный характер.

4. Что нужно от классного руководителя?

Чтобы избавиться от лишней отчётности, будем опираться на Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Поясняя функции классного руководителя, они в первом пункте уточняют, что среди прочих организационно-координирующих функций ему необходимо вести документацию, а именно классный журнал и план работы классного руководителя.

5. Почему же всё плохо?

Региональные и муниципальные органы власти всё чаще направляют в школу запросы, требуют разную информацию. Отвечать — работа администрации, но школа часто распределяет такую нагрузку между учителями.

Также в школу приходят запросы от разных органов власти, не относящиеся напрямую к образованию. Директор должен помнить, что никому, кроме органов управления образованием, школа ничего предоставлять не обязана. На запросы других организаций можно не отвечать.

Спрашивайте, на каком основании требуют информацию.

6. Что сделать, чтобы было хорошо?

Посмотрите на все отчёты, которые вам приходится составлять. Разделите, какие относятся к обязанностям учителя, а какие навязаны вам. Узнайте, на каком основании администрация даёт вам дополнительные обязанности. Если это устные распоряжения и приказы, не соответствующие вашим обязанностям, — не выполняйте их.

Возможно, вы подписали трудовой договор или должностную инструкцию, где согласились на лишнюю бумажную работу. Тогда надо избавиться от лишних обязанностей в документах. Это непростой процесс. Для начала обратитесь в трудовую инспекцию, если не поможет — в суд.

Пока я писала эту статью, я обнаружила, что много бумажной работы учителя создают себе сами. Кто-то, например, рассылает всем родителям информацию, к какому времени их ребёнку приходить на зачёт. Здесь учитель снимает ответственность с детей и берёт её на себя. У вас есть такая самонавязанная работа?

Ожидаю комментарии про то, как администрация найдёт способ ущемить непокорного учителя. Способы есть разные, в том числе и те, что вне правового поля. Я не смогу каждому учителю прислать по адвокату, всё зависит от вас. Выбирайте: защищать свои права или сетовать на обилие бумажной работы.

Источник: брошюра «Нормативное регулирование отчетности учителей», составитель Ю. Е. Варламов, юрист профсоюза «Учитель», в ней приведены точные ссылки на нормативные акты, цитаты из законов, выделены фрагменты про отчётность.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Алиса Садекова

Источник: //mel.fm/blog/natasha-netrusova/71865-shkolnyye-otchety-i-bumazhnaya-rabota-uchitelya-kak-dolzhno-byt

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка даже после занятий и за пределами здания

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Новости 12 Июля 2019 г. 09:42

Верховный Суд разъяснил, до какого момента школа отвечает за безопасность детей

Драка в школе – большой риск для безопасности детей, их жизни и здоровья, т.к. порой дети умудряются серьезно покалечить друг друга. Хулиганов в школах хватает, — в интернете можно встретить немало видеороликов с драками и издевательствами, но нередко виновные по разным причинам остаются безнаказанными.

Все привыкли к мысли, что за все, то происходит в школе во время занятий, отвечает школа. Но несет ли школа ответственность за детей после занятий и даже после того, как дети вышли из здания школы? Ответ на этот вопрос обычно интересует не только родителей, но и руководство школы.

Нередко в школе драки происходят уже после занятий. Причем такие инциденты бывают как в здании школы, так и за пределами здания, но на территории школы.

Как распределяются границы ответственности?

В какой момент школа перестает отвечать за безопасность детей, которые находятся на территории школы? Эти вопросы имеют критическое значение, если в результате драки ребенок получил травму и необходимо определиться, кто будет отвечать за это.

Недавно Верховный Суд РФ разобрался в споре между родителями пострадавшего школьника и родителями школьника, виновного в причинении вреда. Поскольку виновный на момент драки не достиг 14 лет, уголовное дело о причинении тяжкого вреда здоровья не было возбуждено. Родители виновного сначала согласились выплатить пострадавшему 100 тыс.

рублей в качестве компенсации морального вреда и даже написали расписку, что сделают это, и заплатили 30 тыс. рублей, но потом решили в суде признать эту расписку недействительной и свалить всю вину на школу.

Суды первой и кассационной инстанции с родителями школьника, виновного в причинении вреда здоровья, не согласились и взыскали в пользу родителей пострадавшего ученика оставшиеся 70 тыс. рублей.

Но Верховный Суд РФ акты нижестоящих судов отменил, направив дело на новое рассмотрение, т.к. суды не исследовали важные обстоятельства, а значит, решение, возможно, после исследования этих обстоятельств, в итоге может оказаться иным.

Итак, на что обратил внимание Верховный Суд по границам ответственности школы:

1) школа обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, и отвечает за неисполнение этой функции (ч. 6-7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

2) если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора (п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ).

Это значит, что школа отвечает за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда. Верховный Суд указал, что такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения малолетних в образовательном учреждении, в том числе и на закреплённой за образовательным учреждением территории;

3) в «урочные» дни учителя должны привлекаться к дежурству по школе не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия (п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогов, утв. приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Значит, за обеспечение безопасности детей в школе и на её территории (школьном земельном участке) за 20 минут до начала занятий и в течение 20 минут после окончания уроков, отвечает школа.

ВС указал, что нижестоящие суды не учли, что в рассмотренном случае драка между школьниками была непосредственно после окончания учебных занятий, то есть в период, когда несовершеннолетние должны находиться под надзором образовательного учреждения;

4) законодательством РФ установлена презумпция виновности школы, обязанной осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под ее надзором. А это значит, что именно школа должна доказать отсутствие своей вины в причинении вреда учащимся, которые находятся на территории школы непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут).

Итак, главный вывод очевиден – школа в целом несет ответственность за безопасность детей не только на уроках и в перерывах между уроками (на переменах), но и в течение 20 минут до и после уроков, причем не только в здании школы, но и рядом со школой – на земельном участке, являющимся школьной территорией.

Значит ли это, что если в результате драки один ученик покалечит другого, то виновник не будет отвечать за последствия для здоровья пострадавшего и весь спрос будет только со школы? Конечно, нет. Задача школы в такой ситуации будет доказать – руководство и ответственные лица сделали все, что могли — дежурили на территории, увидев предпосылки к драке, постарались её предотвратить и т.д.

То есть если школа сделала, все, что зависит от неё, но вред школьнику все равно был причинен, то отвечать будет именно причинитель вреда (его родители, опекуны, попечители – если они ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по воспитанию, поощряли драки и т.п.).

Родителям стоит разъяснить это своим детям и не допускать возникновения конфликтов, перерастающих в драки и причинение вреда.

Вам также может быть интересно узнать:

— Что не обязан делать школьник?

— Что думает суд и прокуратура о праве детей без Манту на образование?

— Школы обязаны бесплатно выдавать ученикам рабочие тетради.

Источник: //virtual-jurist.ru/new-1598.html

ЗаконностьЗдесь