Предусмотрено ли соответствие полученного образования занимаемой должности?

Куда можно обратиться, чтобы проверили учителя на соответствие занимаемой должности?

Предусмотрено ли соответствие полученного образования занимаемой должности?

Добрый день! С вами, Авдеева Светлана, я практикующий юрист. Каждый день сталкиваюсь с интересными случаями, о которых рассказываю вам.

****

Сегодня приглашаю обсудить достаточно злободневную для некоторых тему: квалификация педагогических работников. Что делать, если есть обоснованные сомнения в его компетентности?

Уже представляю себе, как педагоги станут негативить в х к этой статье. Но давайте будем объективны. И вспомним, что в учебный процесс вовлечены несколько сторон: учителя — школа с одной стороны и дети — родители с другой. Учителя всегда активно защищают себя. Теперь пусть родители научатся защищать своих детей.

Попробуем приглушить эмоции и разобраться с тем, что делать, если у родителей возникли сомнения в компетентности учителя, на примере ситуации клиента.

Ситуация клиента: я хочу знать, куда можно обратиться, чтобы проверили учителя начальных классов на соответствие занимаемой ею должности?

Итак, начнем.

Профессиональная компетентность педагога — что это?

Сошлюсь на первоисточник. В учебнике «Введение в педагогическую деятельность» Никитиной Н.Н., понятие «компетентность» раскрывается так:

Компетентность — это сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности.

Как отмечает тот же автор, в систему профессиональных умений учителя, включается совокупность компетенций:

компетентность в сфере самостоятельной образовательной деятельности;компетентность в сфере преподавательской деятельности;компетентность в сфере воспитательной деятельности;компетентность в сфере научно-методической и научно-исследовательской деятельности;компетентность в сфере социально-педагогической деятельности;компетентность в сфере культурно-просветительской деятельности;компетентность в сфере коррекционно-развивающей деятельности;компетентность в сфере управленческой деятельности

Очевидно, что в реальной жизни, невозможно одинаково хорошо владеть всеми перечисленными компетенциями. Кто-то одну и ту же работу делает лучше, кто-то хуже.

Педагог — это специалист. Специалист может быть хорошим, а может быть и плохим. Наличие же диплома не может свидетельствовать о его профессионализме.

Государство, в лице Министерства Образования, это четко понимает, а потому в стране существует система Аттестации педагогических работников.

Аттестация педагогических работников

Согласно Приказа МинОбрНауки, аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям.

При внимательном прочтении приказа, обнаруживается всего 2 повода для проведения аттестации:

1. Очередная — один раз в пять лет;2. Внеочередная — по заявлению педагога, в целях установления квалификационной категории;

Таким образом, указанным приказом не предусмотрено право родителей ставить вопрос о проведении в отношении педагога аттестационной процедуры. Законом по умолчанию предполагается, что прошедший аттестацию педагог обладает должной профессиональной компетентностью. Это логично.

Однако данный приказ имеет ряд исключений (ниже перечислены лица, которые не проходят аттестацию):

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;в) беременные женщины;г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

С лицами, перечисленными в пунктах а, в, г, д — понятно, но вот, что делать с фактически работающими педагогами из пунктов — б и е? Ведь по факту, они вправду могут оказаться некомпетентными.

Что делать родителям?

Да, проведение аттестации педагога по жалобе родителей не предусмотрено законом. Однако, вспомним ФЗ «Об образовании».

В статье 45 предусмотрено право родителей защищать права своих детей.

В этом случае, если у вас имеются обоснованные факты и доказательства, ставящие под сомнение профессионализм учителя, необходимо обратиться к администрации школы с обращением о применении дисциплинарного взыскания к учителю.

В заявлении четко и последовательно изложите суть проблемы, приведите факты и доказательства.

Такое обращение должно быть обязательно рассмотрено с привлечением всех сторон: учителя, родителя.

Если ваши доводы подтвердятся объективными доказательствами, школа обязана отреагировать и привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Напомню, дисциплинарная ответственность наступает в случаи:

неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Наказание — замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

С уважением, Авдеева Светлана, ваш юрист

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ПОДДЕРЖИТЕ, ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК!

ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА!

Если вы, уважаемый читатель, педагог, вам может быть интересна моя статья:

ОТПУСК БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ УЧИТЕЛЮ, ЕСЛИ В КЛАССЕ КАРАНТИН

МОЖНО ЛИ УЧИТЕЛЮ ИМЕТЬ ТАТУИРОВКИ?

МОЖНО ЛИ ПИСАТЬ СМС-СООБЩЕНИЕ НАЧАЛЬНИКУ?

Если вы, уважаемый читатель, родитель ребенка, вам может быть интересна моя статья:

МОЖЕТ ЛИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ БРАТЬ ОДНОВРЕМЕННО ДВА КЛАССА В ДВЕ СМЕНЫ

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ПОСТОЯННО МЕНЯЮТСЯ ВОСПИТАТЕЛИ

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫДАЛИ ПУТЕВКУ В САДИК В НЕУДОБНОЕ НАМ МЕСТО?

НЕ ПРИШЕЛ НА ЛЕТНЮЮ ОТРАБОТКУ, ДИРЕКТОР ШКОЛЫ УГРОЖАЕТ ПРОБЛЕМАМИ НА ЭКЗАМЕНЕ, КАК БЫТЬ?

СМОЖЕТ ЛИ МУЖ ПАРАЛЛЕЛЬНО ПОЛУЧАТЬ ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА ВТОРЫМ РЕБЕНКОМ?

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5c7bf606aa86a600b2b13918/5d85ac27ecfb8000adb0016b

Несоответствие занимаемой должности

Предусмотрено ли соответствие полученного образования занимаемой должности?

Среди оснований для увольнения работника по инициативе работодателя действующее трудовое законодательство предусматривает несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Это основание установлено п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Раскрываем термины

Прежде чем говорить о критериях, определяющих несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе, необходимо раскрыть термин «квалификация работника», тем более что четко в законодательных актах РФ он не определен.

В нескольких статьях ТК РФ присутствует рассматриваемое понятие. Например, ст.

 57 в качестве обязательного пункта трудового договора называет трудовую функцию работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой сотруднику работы.

Статья 132 устанавливает зависимость заработной платы сотрудника от ряда факторов, в том числе от его квалификации. Величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника, называется квалификационным разрядом (ст. 143 ТК РФ).

Определенный нормативными документами организации уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей (соответствующее образование), а также требуемый для данной должности стаж работы называют требованиями к квалификации. Они указываются для каждой из должностей. Требования к квалификации в совокупности с основными обязанностями и необходимыми для занятия должности знаниями называются квалификационными характеристиками.

Статьей 21 ТК РФ установлено право работника на получение заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В связи с этим квалификационные характеристики, устанавливаемые работникам, занимающим одинаковые должности, должны совпадать.

Источниками определения квалификационных характеристик могут служить тарифно-квалификационные справочники, включающие в себя перечень должностей, специальностей и профессий с указанием основных обязанностей работника, содержания работы, ее объема.

Обязанности работников необходимо указывать в трудовом договоре или должностной инструкции, которую рекомендуется оформлять в качестве приложения к трудовому договору.

В должностной инструкции также можно установить требования к стажу и опыту работы на соответствующих должностях.

Единообразие и четкость при указании требований к должности (профессии), а также обязанностей работника позволит аттестационной комиссии объективно оценить соответствие сотрудника занимаемой должности или выполняемой работе и принять обоснованное решение.

Итак, в трудовом законодательстве под квалификацией понимается уровень подготовленности, мастерства, годности работника к выполнению труда по определенной должности или профессии, определяемый разрядом, классом, званием и другими категориями.

Квалификация принимаемого на работу сотрудника устанавливается по документам об образовании, а также по документам, подтверждающим опыт работника по должности (профессии), на которую он принимается.

Иногда несоответствие работника занимаемой должности обнаруживается в течение его трудовой деятельности.

Причинами могут стать изменения технологического процесса, совершенствование и усложнение оборудования, внедрение новой техники, компьютеризация производственной деятельности. Но не стоит сразу говорить о недостаточной квалификации сотрудника.

Закон предоставляет работодателю возможность ее повысить, причем сделать это за счет организации, а не из средств самого работника.

В тех же случаях, когда сотрудник не повышает свою квалификацию, не осваивает новые технологии, компьютерную технику и в результате этого не способен исполнять возложенные на него обязанности на должном уровне, можно ставить вопрос о несоответствии его занимаемой должности или выполняемой работе.

Если рассматривается вопрос о несоответствии некоторых сотрудников занимаемой должности (работе), то учитывается не только квалификация, но и невозможность выполнения работы по специальности из-за совершения аморальных проступков в быту (например, если речь идет об учителе) и т.д.

Когда нормы труда можно установить в количественном измерении, все просто. А если речь идет о несоответствии работника должности, требующей интеллектуального труда, сложно говорить о бракованной продукции, нарушениях норм и т.п. Тогда нужно анализировать:

— качество исполнения конкретных поручений руководителя;

— случаи нарушения сроков выполнения заданий;

— успешно ли справляется сотрудник с общим объемом работы;

— соответствует ли уровень его квалификации профессионально-квалификационным требованиям.

Если же нет никаких нареканий и тем более дисциплинарных взысканий, установить и обосновать некомпетентность сотрудника будет практически невозможно. Опять-таки нужно смотреть, насколько грамотно и четко ставятся руководством задания, равномерно ли распределяется объем работы между сотрудниками одного структурного подразделения. Во всех ли случаях это реально?

Это надо знать. Как определяется недостаток квалификации?

Источник: //prom-nadzor.ru/content/nesootvetstvie-zanimaemoy-dolzhnosti

ЗаконностьЗдесь