Получение пенсии и собственности пропавшего без вести

Пенсии для «пропавших без вести». Как на самом деле советское государство относилось к семьям красноармейцев

Получение пенсии и собственности пропавшего без вести

Хотя такие выплаты в целом были регламентированы еще до войны и далее это направление постоянно развивалось. А 25 ноября 1943 г. порядок оформления «военных» пенсий был даже распространен на семьи гражданских моряков, работающих в зоне боевых действий.

Начать, пожалуй, стоит с самой проблемы «пропавших без вести».

На самом деле эта формулировка абсолютно объяснима, поскольку для военных (и вообще для органов власти) наличие либо отсутствие конкретной информации о человеке является важным показателем.

Если он погиб и это зафиксировано свидетелями, в донесениях о потерях указывалось прямо: «оставлен на поле боя, занятом противником», «похоронен на краю села», или на опушке, или при дороге — часто с привязкой к местности.

Если о местоположении ничего не известно, этот статус и фиксировался, такой подход существует доныне.

В боях начального периода войны, во время крупных окружений, как, например, «киевский котел» или Барвенково, формировать сообщения о потерях и передавать их в вышестоящие штабы объективно было некому. В 1941-42 годах Красная армия потеряла основную часть своего передвоенного кадрового состава. Такой была объективная реальность, с которой ничего не поделаешь.

Даже Совинформбюро представило 25 ноября 1941 года в газете «Красная Звезда» «следующие неопровержимые данные» о собственных потерях: убитыми 490 тысяч, пропавшими без вести — 520 тысяч. Записывать их в погибшие не было никаких основание, люди довольно часто оказывались живы.

Среди известных личностей можно привести пример командира партизанского соединения, генерал-майора Михаила Наумова, встретившего войну на западной границе в звании капитана погранвойск. Долгий путь до Брянских лесов занял у него практически полгода, потом был период формирования отряда и первых боев, а еще потребовалось время, чтобы как-то связаться с семьей.

«…Это случилось в 10 часов утра (в июле 1942 года — ред.) Сергей и Валя давно ушли на работу, а я, накормив детей, сидела с Галочкой. Мама хлопотала по хозяйству.

Вдруг заметила, что мимо окна прошел не почтальон, а работник телеграфа. Он вошел в комнату и сказал: «Товарищу Наумовой — телеграмма». Я расписалась.

Мама настороженно смотрела на меня — лицо мое, я почувствовала, побледнело, а руки дрожали.

Телеграмму я не читала, боялась разорвать бумажную ленту, которая прятала неведомые слова. Да что это со мной? Почему не читаю? Ведь самое страшное уже миновало. Тяжелее того, что я уже знаю, не будет. Промелькнула догадка: это сообщение о месте смерти.

Нет, не то. О таком не телеграфируют. Прочитала откуда телеграмма — Урал. Выходит, от родных мужа. Читаю: «Михаил жив, здоров, находится в партизанском отряде. Жди писем.

Отец», — писала в своем дневнике жена офицера, Надежда Трофимовна, находившаяся в эвакуации.

Таких же телеграмм и вообще любой весточки от своих любимых в то время ждали миллионы семей. «Пропал без вести» могло означать что угодно, главное — оставалась надежда.

А денежная сторона была отрегулирована еще в 1940 году Постановлением СНК СССР №1269, устанавливающим пенсии семьям погибших с одним нетрудоспособным в 35% от их среднемесячной зарплаты, с двумя нетрудоспособными — 45%, с тремя и более нетрудоспособными — 60%. И важное примечание: «семьи без вести пропавших в период боевых действий имеют право на обеспечение наравне с семьями погибших».

Тут надо отметить важный момент. В СССР пенсии назначались семье военнослужащего, если он погиб или пропал без вести, а пособия — по факту мобилизации человека на фронт, и платились до смены статуса «жив».

Право на получение пенсий имели так называемые «иждивенцы» — свои и приемные дети до 18 лет, пожилые родители, члены семьи с инвалидностью, бабушки и дедушки, если больше некому было о них заботиться. Тут, конечно, большое значение имела зарплата до призыва в армию, но назначаемые пенсии в городах в любом случае не могли быть ниже 50 рублей при одном, 70 рублей при двух и 90 при трех и более.

Учащиеся дети получали пенсию до окончания образования, независимо от возраста, отличники получали пенсию независимо от выплаты им стипендий. В среднем можно говорить о сумме в 100-150 рублей на семью.

И начиная с лета 1941 года местные власти старались максимально широко оповещать людей о правовых нормах, касавшихся выплат вообще — о них говорили в пунктах мобилизации, в военкоматах, в государственных учреждениях, на привокзальных площадях во время отправки мужчин на фронт, чтобы военнослужащие не волновались за положение семьи. Особо нуждающимся были предусмотрены единовременные выплаты.

Все это регулировалось новыми правовыми документами, Постановлением СНК от 5 июня 1941 г.

№ 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям»; Указом от 26 июня 1941 г.

«О порядке назначений выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время»; постановлением СНК № 1902 от 28 июля 1941 г. «Об обеспечении добровольцев, вступивших в части войск действующей Красной Армии».

В Указе, в частности, были такие слова:

«Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжают получать установленное им пособие впредь до назначения им пенсии».

Семьям мобилизованных рабочих и служащих пособие назначалось с того дня, по который с ними был произведен полный расчет по месту работы, семьям колхозников и остальных мобилизованных — со дня призыва, а семьям военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, — с момента объявления мобилизации.

Сколько платили:

— при наличии одного нетрудоспособного — 100 рублей;

— двух нетрудоспособных— 150 рублей;

— трех и более нетрудоспособных — 200 рублей в месяц в городе и 50% этой суммы в сельских местностях.

Это основные виды выплат, а вариации тоже плавали в пределах этих сумм. Понятное дело, что пособия получали люди, не находившиеся на оккупированных территориях — для выплат требовалось решение комиссии при городском или районном исполкоме.

Кроме того, военнослужащие получали зарплату и ряд премий (например, за уничтоженную технику противника), пособий, единовременных выплат, полевых денег.

Оклад старшины роты составлял 150 рублей, минимальный оклад командира взвода — 625 рублей, командира роты — 750, и как потратить эти деньги каждый решал сам.

Многие отправляли деньги родителям, родственникам, оформляли на них денежные и продовольственные аттестаты. Помните, как у Пикуля в романе «Честь имею»?

«Все складывалось хорошо и по службе, если бы… Если бы не внезапный приказ выехать в Москву.

Я не ожидал ничего дурного, но и расставаться с обретенной «семьей» было не сладко, тем более к девочкам я сильно привязался, и они плакали, узнав о нашей разлуке.

Я оставил «семью» на попечение Дарьи Филимоновны, вручив Луизе свой продовольственный аттестат, отдал ей и все свои деньги, какие у меня тогда были.

— Как-нибудь проживете, — сказал я на прощание. — Никуда не трогайтесь с места, будет надо — я вас найду…»

Кто-то накапливал деньги на личном счету в сберкассе. Другие переводили деньги семьям погибших однополчан — часто такие решения были коллективными. Все это как-то облегчало жизнь в тылу, хотя конечно, основная масса рядовых солдат не имела таких возможностей.

Безусловно, есть и другой аспект: можно ли было на пособие или пенсию прожить?

В условиях военного дефицита и «свободных цен» на рынках, конечно, нет. На полста рублей в тех тыловых регионах, которые охвачены данными статистики, в 1941 году можно было купить килограмм говядины или десяток яиц. Сливочное масло уже стоило неподъемных денег.

Кроме того, ввиду огромного количества погибших и пропавших без вести бюджетов объективно могло не хватать. Тогда уже местные органы власти придумывали разнообразные отговорки или справки, которые должны были сократить поток граждан, претендующих на выплаты.

Во многих семьях подтвердят, что они не получали ничего или имели право, но не дождались помощи, поскольку, например, «не могли подтвердить местонахождение». Известны случаи, когда вернувшийся с войны солдат ходил с семьей однополчанина в военкомат и подтверждал, что тот действительно погиб.

Только это уже проблема бюрократии низового уровня: целенаправленной государственной политики по лишению людей выплат не было.

Наоборот, помимо денег государство придумало другие формы социального обеспечения семей военнослужащих: освобождение определенных категорий граждан от налогов, жилищные льготы, снабжение дровами и углем зимой, какими-то видами продуктов, разного рода поблажки с медициной, образованием, перевозками, предоставление бесплатного жилья, поддержание системы детских садов и школ-интернатов с питанием детей, социальное обслуживание на дому и т.д.

С высоты сегодняшнего дня, из своих теплых отдельных квартир с горячей водой и полным холодильником, мы можем критиковать советскую власть за то, что она плохо заботилась о людях.

В общем-то это и есть главная претензия к ней на всех уровнях и во всех случаях. Однако для того, чтобы быть объективным в таких претензиях чаще всего достаточно поинтересоваться, как именно заботится о самых слабых членах своего общества (включая, конечно, семьи пропавших без вести) современное украинское государство.

В большинстве случаев, автор уверяет вас, все претензии покажутся несущественными.

Источник: //finance.rambler.ru/other/43228519-pensii-dlya-propavshih-bez-vesti-kak-na-samom-dele-sovetskoe-gosudarstvo-otnosilos-k-semyam-krasnoarmeytsev/

Получение пенсии пропавшего без вести

Получение пенсии и собственности пропавшего без вести

В судебном порядке признавайте отца безвести отсутствующим

Согласно ст. 43 ГК РФ 1.

Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Муж пропал без вести, могу ли я распоряжаться его пенсией?

» Ответы на вопросы читателей » Муж пропал без вести, могу ли я распоряжаться его пенсией?

Вопрос от Шамшуриной Антонины Андреевны

г. Москва Московская область

У меня пропал муж. В январе 2016 г. его официально признали без вести отсутствующим. Все это время ему переводят пенсию на банковскую карточку. Могу ли я снять эти деньги? Как это сделать? Или нужно ждать 5 лет, чтобы мужа признали умер­шим?

ответUrOpora.ru

Пока человек находится в статусе безвестно отсутствующего, все имущество, в том числе денежные средства на счетах, сохраняются за ним. Но орган опеки может вы­брать управляющего в отношении этих денег.

§ П. 1 ст. 43 Гражданского кодекса РФ

Из средств пропавшего супруга могут оплачиваться его обязательства, та­кие как алименты. Вы должны знать, что выплата пенсии прекращается с момента вступления в силу решения суда о признании гражда­нина безвестно отсутствующим.

Веро­ятно, Пенсионный фонд по каким-то причинам не был уведомлен о приня­том судебном решении. Когда они об­наружат свою ошибку, то через суд смо­гут потребовать вас вернуть им излишне уплаченную пенсию.

Если у вас есть вопросы задайте их в форму ниже, мы ответим в кратчайший срок.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 марта 2015 05:43

Наши социальные партнеры: (материал подготовлен Управлением Федеральной службы судебных приставов России по ЕАО)

При исполнении судебных решений бывают проблемы с установлением местонахождения гражданина и, чтобы обеспечить исполнение судебного акта судебный пристав-исполнитель объявляет его в розыск.

Иногда установить местонахождение должника не представляется возможным. В этом случае, гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Вопросы, связанные с признанием гражданина безвестно отсутствующим, урегулированы положениями ст.ст. 42-44 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.ст. 276-279 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Факт безвестного отсутствия должен быть установлен судом, при этом суд будет исходить из того, что нет возможности обычным путем установить место пребывания гражданина, т.е. путем оповещения, розыска, опроса свидетелей и т.п.

Судебное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим дает возможность установить пенсию по случаю потери кормильца. Несовершеннолетние дети, которые имеют право на трудовую пенсию в связи с потерей кормильца, сохраняют это право и в случае их усыновления.

Положения закона, касающегося назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, распространяются и на семью лица, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим. Детям, которые находятся на полном государственном обеспечении, выплачивается 50% назначенной пенсии, которая перечисляется на их счета в банке.

Другая половина идет на счет организации, где воспитывается ребенок, и направлена на улучшение условий проживания детей.

Обязательным условием назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца является наличие факта работы, т.е. кормилец должен иметь стаж работы не менее 1 дня.

При полном отсутствии страхового стажа, либо, если размер трудовой пенсии невысокий, нетрудоспособным иждивенцам, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области на исполнении находится 28 розыскных дел по розыску должника — физического лица, возбужденных более года назад. Из них, признаки безвестно отсутствующих, имеют два должника.

Так в Биробиджанском районном отделе судебных приставов в течение года не было сведений о месте пребывания должника П., отсутствовала какая-либо информация из регистрирующих, контролирующих и надзирательных органов о его местонахождении.

Не значился он и в базе лиц без вести пропавших ИЦ УМВД по ЕАО.

Судебный пристав провел беседу с взыскателем и предложил обратиться в суд о признании должника П. безвестно отсутствующим и разъяснил ст. 42 ГК РФ, глава 30 ГПК РФ и ст. 227 ГПК РФ. Заявление о признании гражданина П. безвестно отсутствующим было подано в суд по месту жительства заинтересованного лица.

Взыскателю была предоставлена справка о мероприятиях проведенных судебным приставом-исполнителем по розыскному делу, для приложения к заявлению в суд. Таким образом, исполнительное производство было прекращено по решению суда, розыскное дело прекращено с розыском, а дети получают пенсию по потере кормильца.

Светлана Бунакова, ведущий специалист-экспертУФССП России по ЕАО

07 мая 2010 09:50

Материал подготовлен по архивным документам из Музея Истории пенсий г. Биробиджан

В период Великой Отечественной войны социальная защита и пенсионное обеспечение населения СССР не прекращались, не смотря на то, что финансовые возможности государства были крайне ограничены. Необходимо было заниматься эвакуацией промышленности и населения, беспризорниками.

И все же государство находило возможности издавать документы о пенсионном обеспечении военнослужащих, членов семей погибших и пропавших без вести. Боец Красной Армии должен быть уверен, что его родные не останутся без внимания властей в случае его гибели.

Опыт ведения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны показал необходимость использование не только морального, но и материального стимулирования бойцов.

На четвертый день после начала войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О назначении пособий семьям военнослужащих» (от 26 июня 1941г.).

Представляем материалы из архива Музея истории пенсий о назначении пенсий во время Великой Отечественной войны инвалидам – фронтовикам, семьям погибших на фронтах войны и труженикам тыла.

Эта тема ранее не изучалась, документов и литературы, ее касающейся, крайне мало.

Информация составлена, в основном, на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности), как жителей Еврейской автономной области, так и других регионов страны.

[3]

— Инвалидам войны полагалась пенсия в размере: 1 группы- 100% от заработной платы 2 группы 75% от заработной платы

3 группы 50%

— Семьям погибших на фронте, пропавшим без вести и умерших вследствие ранения инвалидов выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца от 60 до 35% от зарплаты, в зависимости от количества иждивенцев.
Пенсии в годы войны выплачивались районными отделами социального обеспечения.

Порядок исчисления пенсии напрямую зависел от денежного довольствия по службе в Красной Армии, путем вычитания его из размера имеющегося заработка. Однако, во всех случаях, (продолжает работать, или имеет дополнительный доход), пенсионеру сохранялось не менее 50% его оклада.

Пенсионерам, получающим пенсию по 1 и 2 группе инвалидности, или за 30 и более лет военной выслуги, пенсия выплачивается полностью, и не ограничивалась размером его заработка.

Пенсионерам, получающим пенсию по 3 группе инвалидности, или пенсию за выслугу менее, чем за 30 лет службы, при наличии заработка, пенсия уменьшалась с таким расчетом, чтобы пенсия и заработок, взятые вместе, не превышали бы последнего штатно-должностного денежного довольствия во время службы в Красной Армии, из которого исчислена пенсия.

Пенсионерам — мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, или отнесенным к 1 и 2 группам инвалидности пенсия выплачивалась полностью, независимо от заработка.

Документом для получения пенсии военнослужащим – инвалидам служила пенсионная книжка Народного комиссариата обороны СССР.

Пенсионные дела формировались из обычных газетных страниц, которые сами уже стали в наше время раритетом и представляют определенную историческую ценность.

К пенсии полагались надбавки за боевые ордена и медали. За Орден Ленина — 25 руб. -Орден Красного знамени – 20 руб. -Орден Отечественной войны — от 20 до 15 руб., в зависимости от степеней, -Орден Красного знамени – 20 руб. -Орден Славы 3 степеней от 15 до 5 руб.

-Медаль «За отвагу» — 10 руб.

Кавалеры всех орденов Славы при утрате трудоспособности имели право на увеличение пенсии на 50%.
(После войны наградные доплаты и жилищные льготы были отменены.)

За участие в боевых действиях 1 год службы засчитывался за 3 и учитывался при назначении пенсии. Льготное пенсионное обеспечение касалось, также, воевавших в штрафбатах и заградотрядах.

Каждый день службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывался при назначении пенсии день за 6 дней. (п.8 «Положения о прохождении службы в штрафных батальонах и заградотрядах», 23.10.1941г.

)

В годы Великой Отечественной войны народными комиссарами социального обеспечения были Нина Ивановна Гришакова (1941-1943г.г.) и Алексей Николаевич Сухов (1943-1945 г.г.).

На их плечи легли тяготы социального обеспечения бойцов Красной Армии и оставшихся в тылу членов их семей.

Несмотря на утрату многих уничтожение архивов, мобильностью армейских госпиталей назначение и обеспечение пенсиями красноармейцев – инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, производилось в полной мере.

Для красноармейцев, награжденных орденами и медалями за боевые заслуги, были установлены льготы: -бесплатный проезд на городском трамвае, железной дороге и на пароходе; -льготы по подоходному налогу; — льготы по оплате ЖКХ; — предоставления жилья

— пенсионному обеспечению

В послевоенное время предоставление льгот для участников Великой Отечественной войны при назначении пенсий было приоритетным направлением государства. Первым, послевоенным документом о социальном обеспечении было постановление «О мерах по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидов ВОВ и семьям военнослужащих» от 21.09.1945г.

В ЕАО участников Великой Отечественной войны 261 человек. Инвалидов войны 45 человек.

Приостановление и прекращение выплаты пенсии в 2019 году

Граждане, в адрес которых ранее была назначена пенсия, при определенных условиях могут утратить право на выплату, в связи с чем перечисление им пенсии прекращается.

В статье разберем, что такое приостановление и прекращение выплаты пенсии, в чем разница данных понятий, каковы основания приостановления выплаты пенсии, по каким причинам начисление пенсии прекращается, как восстановить ранее приостановленные или прекращенные пенсионные выплаты.

Приостановление и прекращение выплаты пенсии: в чем разница

Действующее Пенсионного законодательство предусматривает два механизма отмены начисления ранее назначенной пенсии: приостановление выплат и их прекращение.

В чем же состоит разница этих схожих, на первый взгляд, понятий? Существенное отличие приостановления и прекращения пенсии состоит в том, что процедура приостановления выплатносит временный характер и связана с некими нарушениями в процедуре подтверждения права на пенсию (например, неявка инвалида на переосвидетельствование, окончания срока действия регистрации иностранного гражданина на территории РФ, т.п.). Приостановление пенсии всегда ограничено по сроку (фиксированный период прекращения, либо до момента восстановления возникших несоответствий).

В то же время прекращение пенсионных выплатпредусматривает их полную отмену, обусловленную утратой права на выплату либо смертью пенсионера. Срок прекращения выплаты пенсии не ограничен.

В некоторых случаях приостановление выплат – это предварительный этап, за которым следует процедура полной отмены пенсии (например, неполучение гражданином пенсии в течение длительного времени).

Порядок приостановления выплаты пенсии

В рамках действующего законодательства предусмотрены следующие основания для приостановления выплаты пенсии:

  1. В течение 6-ти месяцев подряд гражданином не получена пенсия (пенсионер не явился на отделение почты за выплатой, почтальон не может вручить получателю средства, так как пенсионер не находится по месту фактической регистрации, т.п.).
  2. Получатель пенсии по инвалидности в установленный срок не явился в Бюро МСЭ для прохождения очередной процедуры переосвидетельствования.

Источник: //aquachus.ru/poluchenie-pensii-propavshego-bez-vesti/

Признание гражданина безвестно отсутствующим

Получение пенсии и собственности пропавшего без вести

Безвестное отсутствие – это признание судом факта долговременного отсутствия физического лица в месте его постоянного проживания, в отношении которого не удалось найти никаких сведений о его местонахождении в настоящее время.

Срок, по истечении которого можно объявить человека безвестно отсутствующим

В соответствии с положениями ст. 42 ГК РФ направить в суд заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим может заинтересованное лицо, которое не имеет информации о месте пребывания пропавшего на протяжении более чем 1 календарного года.

Если неизвестна конкретная дата, с которой можно начать отсчет безвестного отсутствия человека, то началом срока считается:

  • 1 число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения о его местонахождении;
  • 1 января следующего года – если установить этот месяц невозможно.

Поисковые мероприятия

Срок отсутствия исчезнувшего гражданина должен быть подтвержден документально. Следовательно, нельзя объявить человека безвестно отсутствующим только на основании обращения заинтересованного лица и свидетельских показаний.

Суду необходимо доказать, что человека действительно разыскивали на протяжении срока отсутствия всеми доступными способами, но результата не добились.

Розыск пропавшего без вести

Для того чтобы заявить о факте безвестного исчезновения гражданина, необходимо обратиться в дежурную часть районного ОВД по месту жительства пропавшего.

Если в течение 10 дней после подачи заявления в полицию отсутствующее лицо не найдено, и при этом обстоятельства его исчезновения не указывают на совершение преступления в отношении пропавшего, оперативное подразделение ОВД заводит розыскное дело.

Сотрудники полиции в ходе оперативно-розыскных мероприятий посылают запросы в различные государственные службы и частные организации (ГИБДД, Таможня, медучреждения, военкоматы, вокзалы, аэропорты, операторам сотовой связи, работодателю и пр.), опрашивают свидетелей, снимают записи видеокамер в районе проживания пропавшего, осуществляют иные действия, направленные на получение любых сведений о местонахождении гражданина.

Спустя 1 календарный год заявитель, желающий обратиться в суд с целью признания пропавшего человека безвестно отсутствующим, должен получить в органе ОВД справку о том, что ранее по его заявлению был объявлен розыск, но, несмотря на проведенные поисковые мероприятия, установить местонахождение гражданина не удалось.

Справка прилагается к заявлению в судебную инстанцию в качестве подтверждения срока отсутствия пропавшего человека, а также того факта, что поисковые мероприятия были проведены в полном объеме.

Розыск должника по алиментам

Поиск «алиментщика» объявляется судебным приставом-исполнителем по собственной инициативе или на основании письменного заявления взыскателя. Если дело об исполнительном производстве еще не открыто, то заявление о розыске может быть подано одновременно с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Постановление о розыске должника выносится приставом в 3-дневный срок со дня поступления соответствующего обращения от заявителя. Если в течение 1 календарного года со дня объявления розыска о должнике по-прежнему нет никаких сведений – пристав уведомляет взыскателя о безрезультатности поисков и рекомендует обратиться в суд.

Обратите внимание: до 07.03.2018 года суды отказывали в приеме заявления о признании безвестно отсутствующим должника по алиментам, поскольку взыскатели не обращались с заявлением о розыске в органы ОВД.

С вступлением в силу закона № 48-ФЗ, внесшего дополнения в п. 1 ст. 278 ГПК РФ, судебные инстанции обязаны взаимодействовать не только с органами ОВД, но и со службами судебных приставов (ССП). Таким образом, наличие постановления ССП о безрезультатности розыска должника является основанием для обращения в суд с заявлением о признании «алиментщика» безвестно отсутствующим.

Можно ли заявить о безвестном отсутствии лица, находящегося в розыске за совершение преступления

В соответствии с определением ВС РФ № 15-КГ14-8 от 11.11.

2014 факт объявления лица в розыск за совершение уголовного преступления не может являться исключительным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании этого гражданина пропавшим без вести, поскольку может привести к нарушению материальных прав его несовершеннолетних детей и других членов семьи, которые находились на содержании у правонарушителя.

Таким образом, близкие родственники пропавшего преступника, претендующие на получение определенных социальных гарантий (пенсий, субсидий, компенсаций), могут обратиться в судебную инстанцию с заявлением о признании этого лица безвестно отсутствующим.

Кто может подать заявление в суд

Объявление гражданина пропавшим без вести влечет определенные правовые последствия, в частности:

  • прекращают действие все доверенности, оформленные от имени этого лица (подп. 5 п.1 ст. 188 ГК РФ);
  • собственник (наниматель) жилого помещения, где постоянно проживал пропавший, может снять этого гражданина с регистрационного учета (ч. 5 ст. 7 закона от 25.06.1993 № 5242-1);
  • его супруг имеет право расторгнуть брак в одностороннем порядке, независимо от наличия несовершеннолетних детей, или усыновить ребенка (п. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 130 СК РФ);

Источник: //pra-vo.com/priznanie-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyuschim.html

Как признать человека пропавшим без вести или умершим

Получение пенсии и собственности пропавшего без вести

В статье 45 Гражданского кодекса РФ говориться именно об объявлении гражданина умершим: «Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев».

Аналогично в статье 276 ГПК РФ говориться об объявлении гражданина умершим и признании безвестно отсутствующим.

Поэтому правильным будет подавать в суд заявление об объявлении гражданина умершим, вместе с тем и заявление о признании умершим так же будет принято судом.

Обратите внимание!

Заявление о признании безвестно отсутствующим

Основания объявить гражданина умершим

Для объявления гражданина умершим необходимо, чтобы в месте его жительства отсутствовали сведения о нем более пяти лет. Если гражданин пропал при угрожающих его жизни обстоятельствах, есть основания предполагать его смерть от определенного несчастного случая, то заявление можно подать через полгода после случившегося.

Отсутствие сведений в месте жительства означает, что гражданин не совершал в это время никаких юридически значимых  действий (не обращался в государственные органы, не вставал на учет и не снимался с учета, не получал никаких документов). Кроме того, в это время гражданина никто не должен видеть по его месту жительства. Обычно, для удобства, срок исчисляется с даты обращения в органы внутренних дел с заявлением о розыске.

Под угрожающими жизни обстоятельствами понимаются такие ситуации, когда очевидно, что человек скорее всего погиб, однако его труп не обнаружен. К таким случаям можно отнести землетрясение, оползни, горный обвал, кораблекрушения, авиакатастрофа и подобные ситуации, реально угрожающие смертью.

Как составить заявление об объявлении гражданина умершим

Особенностью заявления об объявлении умершим является является необходимость обязательно указать цель обращения в суд (см. комментарии к ст. 277 ГПК РФ). В заявлении должно быть четко указано, что с какой целью гражданин должен быть объявлен умершим. Например, расторжение брака, снятие с регистрационного учета, оформление наследства.

В заявлении об объявлении гражданина умершим должны быть изложены обстоятельства его длительного отсутствия или предполагаемой гибели.

Излагать указанные обстоятельства следует максимально подробно, приводя ссылки на полученные документы и указав предпринятые меры по розыску.

 Как правило до признания гражданина умершим проводятся розыскные мероприятия, собираются справки и документы. Отсутствие по месту жительства подтверждают свидетели, которыми могут быть соседи и родственники.

Можно ли считать умершим пропавшего без вести

Безвестно отсутствующий — это не всегда умерший, хотя такие понятия тесно связаны. Так, если есть информация о смерти человека, то его объявляют умершим, а не признают пропавшим без вести. Разумеется, такая информация должна быть документально подтверждаема.

Однако признанные безвестно отсутствующими могут быть признаны погибшими при некоторых обстоятельствах. Например, важным фактором является отсутствие гражданина в месте жительства в течение 3 лет. Если есть подозрения о возможной гибели при чрезвычайных обстоятельствах или несчастном случае (авиакатастрофа, сход лавины, и т.д.

), то этот срок сокращается до шести месяцев.

Отдельно можно отметить случаи отсутствия вестей от военнослужащих.

Признанные безвестно пропавшими военнослужащие или другие лица, пропавшие во время военных действий, могут быть объявлены умершими через два года после того, как военные действия прекратятся.

Екатерина Гурьянова, юрист

Последствия

Последствия признания гражданина умершим – вот то, что играет весьма важную роль. Ведь, как уже было сказано, данная процедура с юридической точки зрения влечет за особой особые, значимые изменения. Какие именно?

Дело все в том, что после признания человека умершим, фактически, признается его смерть. То есть прекращаются все права гражданина. У потенциальных наследников возникает право наследования, брак с супругой/супругом автоматически прекращается. При этом родственникам будет выдано на руки свидетельство о смерти человека.

Правовые последствия признания гражданина умершим тоже должны быть понятны. Человек, который якобы умер, теряет все свои гражданские права. Они ликвидируются. И наступают последствия, с которыми сталкиваются родственники при реальной гибели человека. Но если внезапно признанный умершим объявится и докажет, что он – это именно он, то все гражданские права ему вернут в полной мере.

Документы

Как может выглядеть заявление, понятно. А какие документы могут пригодиться для того, чтобы признание гражданина умершим прошло успешно. Дело все в том, что бумаги могут быть разными. Но существует общепринятый список, который позволит весьма быстро собрать недостающие документы.

Независимо от ситуации гражданин должен принести:

  • исковое заявление установленного образца;
  • удостоверение личности;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о рождении общего ребенка (если есть);
  • документы, подтверждающие родство с умершим (любые, если истец – родственник);
  • доказательства нахождения в опасных условиях (например, газетные вырезки и так далее).

Именно с доказательствами приходится тяжелее всего. Ведь, как показывает практика, их может быть очень много. Можно предоставлять видео и аудиозаписи, новости, вырезки из газет и так далее. Только при наличии достаточных сведений, указывающих на возможность гибели, гражданина признают умершим.

Как оформить исковое заявление

При обращении в суд заинтересованное лицо (к примеру, родственник) должен прописать цель открытия дела и признания безвестно отсутствующего человека пропавшим. Распространенные причины подачи иска:

  • снятие с учета в квартире
  • наследование имущества
  • развод и т. д.

В заявлении описываются особенности жизни пропавшего гражданина в этот период и возможные причины его пропажи. Ситуация расписывается с предельной детализацией, со ссылками на прикрепленные документы и указание мер по поиску человека. Длительное отсутствие по месту проживания должно подтверждаться справками о проведении розыскных мероприятий, свидетельскими показаниями и другими данными.

При подаче иска нужно следовать правилам, предусмотренным для таких документов. В шапке указываются такие сведения:

  • наименование судебного органа
  • ФИО заявителя и его адрес
  • ФИО заинтересованного субъекта и место его проживания.

В основной части прописывается:

  1. ФИО умершего, где он проживал последнее время.
  2. Дата, когда перестала поступать информация о местоположении человека.
  3. Обстоятельства, почему субъекта можно отнести к категории умерших.
  4. Описание попыток розыска и факт отсутствие результата. В этом пункте нужно указать, какие именно мероприятия предпринимались для решения задачи. Прописываются места, где проводились розыскные мероприятия, и участники процесса.
  5. Указание цели, почему человека нужно признать безвестно умершим.
  6. Просьба к суду и список прилагаемых бумаг.

К заявлению прикладывается:

  • копия иска
  • квитанция о перечислении госпошлины
  • просьба о вызове лиц для дачи свидетельских показаний.
  • бумаги, подтверждающие заинтересованность в признании человека умершим.
  • справка с места проживания безвестно отсутствующего.
  • документы, свидетельствующие о проведении розыскных мероприятий.
  • остальные доказательства, подтверждающие возможность признания человека усопшим.

Предоставление указанных бумаг повышает шансы на положительное решение судебного органа.

Правила подачи иска в суд

Заявление о признании умершим вправе подавать любое лицо, имеющее интерес в решении этого вопроса. Иск подается в суд, расположенный по месту проживания заинтересованного субъекта (ГПК России, ст. 276).

Истец передает доказательную базу, подтверждающую отсутствие человека по месту прописки больше 5 лет или свидетельствующую о наличии реальной угрозы для жизни.

Если суду не хватает документов, он самостоятельно делает запрос в полицию.

Размер госпошлины равен 300 рублям. Заинтересованным субъектом выступает человек, на которого прямо или косвенно влияет принятое решение (наследополучатели). Если таковые отсутствуют, можно прописать государственную структуру, к примеру, ПФ РФ пли ЗАГС.

После суда

Соответственно, после подачи искового заявления в суд придется подождать некоторое время. Обычно решение о назначении заседания для рассмотрения дела выносится в течение 5 дней. После истца приглашают для участия. Изучается материал, представленный для ознакомления. В конце судебный орган выносит решение об удовлетворении иска или о его отклонении.

Если заявление о признании гражданина умершим было удовлетворено, истец получает справку из суда с судебным решением. Она пригодится чуть позже. Что теперь придется сделать?

Как уже было сказано, обратиться в ЗАГС. Желательно по месту прописки умершего. С собой придется принести некоторые документы и подать заявку для изготовления свидетельства о смерти. Спустя несколько дней можно забрать готовый документ.

Документы для ЗАГСа

Теперь понятно, как происходит признание гражданина умершим. Какие документы необходимо принести в ЗАГС, чтобы получить свидетельство-подтверждение смерти? Человек приносит с собой:

  • документы, подтверждающие родство (при наличии);
  • судебное решение;
  • удостоверение личности;
  • паспорт умершего (если есть).

Платить государственную пошлину не нужно. Ко всем ранее перечисленным бумагам прикладывается заявление установленного образца о выдаче свидетельства о смерти. Заранее заполнять его не нужно. Все сделают непосредственно в ЗАГСе. Теперь понятно, как происходит признание гражданина умершим в России.

Порядок признания гражданина без вести отсутствующим

Если человек пропал бесследно, отсутствует в течение шести месяцев и больше, но при этом нет причин считать его умершим, в судебном порядке его признают безвестно отсутствующим.

Как определяют срок отсутствия

За основу судья берет свидетельские показания человека, который последними видел пропавшего или общался с ним. Если не удалось установить точную дату, отсчет ведут с первого числа месяца, который следует за приблизительной датой, когда последний раз видели пропавшего человека.

Признать гражданина без вести пропавшим может только судья. Если за период отсутствия истец не предпринимал попыток поиска связи с пропавшим, судья может отклонить иск.

Если же поступило заявление в полицию, проводились розыскные мероприятия, собирались свидетельские показания и другая ценная информация, однако в течение шести месяцев результатов не было, суд признает человека безвестно пропавшим.

Правовые последствия признания безвестно отсутствующим:

  • Имущество безвестно пропавшего человека передается во временное управление лицам из первой очереди наследников среди родственников. Выбирают одно доверительное лицо для управления имуществом, уходом и присмотром за домашними животными.
  • Для поддержания имущества в надлежащем состоянии потребуются расходы. Суд может вынести постановление о реализации части имущества для последующего расходования средств на содержание.
  • Если безвестно пропавший гражданин через время появляется, суд отменяет постановление. Имущество человеку возвращается.
  • Нельзя развестись с безвестно пропавшим человеком. Но закон предусматривает несколько исключений, когда развод возможен. Для этого требуется доказать, что человек в браке вел себя ненадлежащим образом – обижал второго супруга, пьянствовал, занимался расточительством бюджета. Все это плохо отражалось на детях. Суд потребует факты.

Источник: //MirNasledstva.ru/sudebnye-spory/kak-priznat-cheloveka-propavshim-bez-vesti-ili-umershim.html

ЗаконностьЗдесь