Несёт ли школа ответственность за неуспеваемость своих учеников?

Могут ли отчислить из школы за неуспеваемость?

Несёт ли школа ответственность за неуспеваемость своих учеников?

Евгения Климкович

Всех читателей блога о школе и не только рада видеть снова. Здравствуйте!

Хорошо, когда у наших детей всё хорошо. Но бывает так не всегда, увы.

Смотришь в школьный дневничок, а там поселились красивящие красные «лебеди», да в таком количестве, что можно на выставку! Дома – крики и детские обещания всё исправить, на родительском собрании – учительские угрозы выгнать из школы за двойки как несоответствующего статусу учебного заведения. В голове – куча плохих мыслей, которые, как назойливые мухи, рисуют совсем нерадужную перспективу.

В таких случаях многие родители нерадивых учеников бывают не на шутку обеспокоены, могут ли отчислить из школы за неуспеваемость и если да, то сколько такой неуспеваемости будет достаточно, чтобы оказаться за дверьми без аттестата зрелости.

Когда уходят из школы?

Да, не всем быть отличниками – факт. Ну ничего, мир от этого не рушится. Сейчас мы не на красный ковер вызываем, а помочь пытаемся. Есть ли шанс у таких неблагоприятных для администрации заведения учеников остаться в школе и попробовать наладить отношения со школьными дисциплинами?

Мы с вами уже обсуждали, какие бывают поводы прощания со школой.  Там не только плохие проступки, есть и благие намерения, просто уехать из города – это тоже случаи отчисления.

В этом перечне причин для подписания приказа директором нашло место и прекращение всяких взаимоотношений со школой, как мера дисциплинарного взыскания, когда все «пожалуйста» со стороны педагогов к непослушному ученику испробованы, осталась единственная.  Но всё это вышеперечисленное в законе «Об образовании» никоим  образом не связано с полученными ребёнком двойками.

Когда же нависает реальная опасность вызова родителей на ковёр к директору с неоднозначным намёком подыскать другое заведение, и что является поводом для администрации, чтобы почистить статистику успеваемости и поддержать школьный авторитет?

Двойки в начальной школе

Сразу отметим, что учащихся в 1 классе, во 2 классе и двух последующих ступеней начальной школы не могут наказать в принципе. Согласно закону «Об образовании», применение любых дисциплинарных мер к ним запрещено. Нельзя им ни замечание, ни выговор вынести, не говоря уж об отчислении.

Что грозит тогда неуспевающему ученику начальной школы, получившему изрядное количество неудовлетворительных отметок в итоговых периодах? А светит ему пройти учебную программу заново да по-хорошему, оставшись в том же классе на второй год.

Ещё один выход для педагогов: намекнуть родителям, что их ребёнок «не совсем подходит» для их учебного заведения, потому могут быть встречи и уговоры подыскать что-нибудь «по силам». Решение остаться «вопреки планете всей» за Вами.

Двойки в средней школе до 15 лет

Ученики, в 5 классе перешедшие в среднюю школу, подпадают под пристальный присмотр педагогов, так как они уже могут быть дисциплинарно наказаны. Однако, среди причин для принятия мер порицаний со стороны администрации школы, всё ещё нет возможности их отчислить, пока им не исполнится 15. Выговор, замечание – пожалуйста.

Неосвоившие учебную программу  к переходу на следующий уровень образования попросту не допускаются, и будут они сидеть за партой второй-третий год и так далее до того, как им не исполнится восемнадцать лет.

Именно этот возраст определён в законе как граница, до которой школьника педагоги будут тащить «за уши», давая обеспеченное государством обязательное образование, но только основное, то есть по 9 класс включительно.

Однако, стукнет 18 даже до окончания 9 класса  –  добро пожаловать на выход со справкой. Но это буквой закона. На самом деле, на практике вряд ли встретишь пятнадцатилетнего ученика, засидевшегося во 2-м, 5-м или 7-м классе. Учителя скорее поставят ему натянутые троечки, чтобы «с глаз долой, из сердца вон».

Что интересно, после достижения 15-летнего рубежа, который является для учителей возможностью показать отъявленным хулиганам на дверь, только имеющаяся неуспеваемость – тоже ещё не повод распрощаться, даже будучи в 8 классе или уже в 9 классе, кому в каком стукнет 15 лет.

Вот нарушение устава школы и правил внутреннего распорядка, локальных нормативных актов школы – повод для вызова родителей и постановки вопроса об отчислении, а плохие оценки — нет.

А вот вам и хорошие новости законодательства. Сегодня принятый закон «Об образовании» не готов исключать даже тех учеников, которые осваивают не только основное общее, но и дальше получающие среднее общее образование, ни в середине года, ни по его окончании.

Потому, если Ваш ребёнок, учась в 10 классе, вдруг имеет академические задолженности (так называются промежуточные двойки), максимум, что может сделать администрация школы, – это дать возможность ему ликвидировать эти долги, при неудовлетворительном результате – оставить на второй год либо дать попробовать поучиться по адаптированным программам образования или по индивидуальному плану, что не во всех школах может быть обеспечено.

Отмечу сразу: выбрать, что делать дальше, можете только Вы с ребёнком, школьная администрация будет обязана принять Ваш выбор.

При отсутствии альтернатив среди способов обучения, единственным выходом остаётся второй год.

Ну, или ещё можно из неоконченного 10 и 11 класса с аттестатом об основном общем образовании по собственной инициативе пойти восвояси, если не готовы больше испытывать терпение педагогов.

Подводим итоги

На все вопросы о возможности исключения из школы только за неуспеваемость мы сегодня ответили категорическое: «Нет!» Поэтому, когда учителя грозят вам пальчиком и требуют поменять школу «лучше по собственному желанию, нежели через громкое отчисление за двойки», можно лишь с улыбкой ответить, что Вы подумаете. И правда, подумайте, может, стоит сменить учебное заведение, если школьная программа никак не даётся Вашему ребёнку?

Но как показывает практика, отъявленные двоечники – зачастую и отъявленные хулиганы. Администрация школы тщательно следит за такими учениками, потому как они им «картинку портят», выискивая любой повод, когда ребёнок ошибётся, чтобы взять за основание отчисления из школы.

Так что, имея двойки в совокупности с неоднократным нарушением установленных школой порядков, вполне можно рассчитывать на выход. Потому, наверное, стоит объяснить нерадивому ученику, что каждый его промах плюс его «лебеди» — шаг к отчислению.

Ну а тем родителям, детей которых «попросили за дверь» за неуспеваемость в отсутствии прочих причин, можно обратиться в местный департамент образования с требованием восстановить ребёнка в качестве ученика. Только, скорее всего, после восстановления ему придётся стать «тише воды, ниже  травы» — не любят педагоги, когда их «ставят на место».

Надеюсь, что смогла развеять мифы об отчислении за двойки, но это не повод, чтобы плохо учиться!

А учиться лучше стремится помочь наша группа «ВКонтакте», там найдете массу полезной информации, много разных запоминалок, полезной литературы и добрых советов. Присоединяйтесь)

До новых плодотворных встреч!

Ваша «ШколаЛа»

Источник: //shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/mogut-li-otchislit-iz-shkolyi-za-neuspevaemost/

Причины отчисления из школы: за что могут, а за что нет

Несёт ли школа ответственность за неуспеваемость своих учеников?

За что можно отчислить ученика из школы:

  • за неоднократные дисциплинарные проступки;
  • отсутствие результата при применении других мер;
  • отрицательное влияние на на учебный процесс в целом.

Но это не всегда наказание, завершение обучения тоже заканчивается отчислением.

Что говорит закон

О возможности отчисления ученика из школы говорит закон об образовании. Статья 61 регламентирует все случаи прекращения образовательных отношений досрочно. Это вправе сделать:

  1. Родители по собственной инициативе, например, при переводе в другое учреждение образования (УО).
  2. Инициативу разрешено проявить администрации, если она обнаружит нарушения при зачислении ученика, которые делают обучение в ОУ незаконным.

    Это ложные сведения о регистрации, гражданстве, уровне образования и проч. Также школа может отчислить учащегося, если появятся основания для применения к нему мер дисциплинарного взыскания.

  3. В случае ликвидации учреждения или по другим причинам, не зависящим от воли сторон.

Закон строго ограничивает возможность прекращения образовательных отношений с учащимся со стороны администрации. В соответствии с Конституцией, получение полного (среднего) образования в РФ обязательно. До 15 лет по инициативе администрации отчисление несовершеннолетнего из школы незаконно по любым основаниям.

Статья 43 разъясняет ответственность учеников и регламентирует применение мер дисциплинарного взыскания. Более подробно разъясняет порядок применения к учащимся дисциплинарных мер приказ Минобрнауки от 15.03.2013 № 185.

За что вправе отчислить

Отчисление разрешено после достижения учеником 15-летнего возраста. Закон называет 3 вида разрешенного дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление.

Последнее — крайняя степень наказания за грубые проступки, применяется в случаях неоднократных нарушений. Неоднократность — один из обязательных критериев, обосновывающий исключение.

Основные причины отчисления из школы — это совокупность факторов:

  • пребывание этого ученика в образовательной организации отрицательно влияет на других учащихся, нарушает права их и работников школы;
  • применение других мер педагогического и дисциплинарного воздействия не дали результата.

На вопрос, могут ли отчислить из школы за прогулы и по каким основаниям, сложно ответить однозначно. Одна из причин отчисления, названная в законе, — неисполнение устава образовательной организации. Безусловно, прогулы относятся к этой причине.

Администрация, рассматривая нарушение, обязана проанализировать и другие факторы: насколько прогулы одного ученика отрицательно действуют на школьный коллектив и нарушают их права.

Если эти факты подтвердятся и школа докажет, что прогулы мешают нормальной работе всей школьной организации, — отчисление обоснованно.

Даже если есть причины для отстранения ребенка от образовательного процесса, администрация ОУ не сможет принять самостоятельное решение об отчислении. Каждое решение принимается с учетом мнения родителей.

Дополнительно в законе есть требование о получении согласия комиссии по делам несовершеннолетних. Точного ответа на вопрос, за сколько прогулов отчисляют из школы, не существует.

Любое нарушение рассматривается индивидуально.

Когда из школы выпускают со справкой об обучении и является ли это исключением? Развернутый ответ на этот вопрос дан в письме Минобрнауки России от 24.04.2014 № НТ-443/08. Учащиеся, не прошедшие ГИА:

  • остаются на повторное обучение;
  • отчисляются из ОУ с выдачей справки для продолжения образования в форме семейного обучения;
  • отчисляются для прохождения профессионального обучения вместе с получением основного общего образования.

В первых двух случаях дается возможность пересдачи в следующем году.

Кого нельзя отчислять из школы

По общему правилу, запрещено рассматривать вопрос об отчислении по дисциплинарным причинам учеников до 15 лет. Дисциплинарное воздействие не применяются к ученикам начальной школы и к обучающимся по адаптивным программам — детям с задержкой психического развития. Учебное заведение не должно использовать подобные меры воздействия во время каникул или болезни ученика.

А вот могут ли отчислить из школы за неуспеваемость — нет, независимо от возраста школьника. Перечень причин разрыва образовательных отношений исчерпывающий, и причины «неуспеваемость» в нем нет.

В ст. 58 закона об образовании есть информация про такие случаи:

  1. Ученики, имеющие задолженность, вправе сдать ее в течение одного года, но не более двух раз (попыток). Учреждение образования само определяет сроки сдачи и назначает комиссию при повторной попытке.

  2. Если обе попытки закрыть задолженность не увенчаются успехом, ОУ совместно с родителями решают вопрос о повторном обучении либо о переводе на адаптированные программы или индивидуальный учебный план.

Что делать родителям и опекунам, если ребенка отчислили

Решая вопрос об отчислении, администрация школы рассматривает все стороны проступка, поведение и психофизиологическое состояние ученика. Школьным работникам, ответственным за принятое решение, необходимо выслушать мнение других учеников, родителей, принять к сведению их советы — ст. 43, п. 7 закона об образовании.

Исключение — это довольно длительный процесс. Родители не должны волноваться, они не останутся в стороне. Любое решение не один раз обговорят с ними. Образовательная организация обязана сразу же после принятого заключения об отчислении проинформировать о нем вышестоящие органы.

Работники отдела управления образованием вместе с родителями принимают решение о дальнейшем обучении отчисленного ребенка. Если все-таки законные представители посчитают, что исключение несовершеннолетнего несправедливо, они вправе не согласиться и обжаловать его. Способы защиты прав перечислены в ст. 45 закона об образовании.

Если родители не знают, что делать, если отчисляют из школы по необъективным причинам, они вправе обратиться:

  • в отделы управления образованием с жалобой;
  • в комиссию по урегулированию споров, которая создается в учебном заведении и состоит из одинакового числа учащихся (совершеннолетних), родителей (опекунов), работников и администрации ОУ.

0

0

1082

Источник: //littleone.com/publication/0-6995-za-chto-rebenka-mogut-otchislit-iz-shkoly

Кто отвечает за низкие оценки?

Несёт ли школа ответственность за неуспеваемость своих учеников?

Каждый учитель сталкивается с двоечниками по своему предмету. Иногда это происходит из-за сложности предмета, иногда из-за обыкновенной лени учеников. Разбираемся, кто отвечает за двойки, что по этому поводу говорит закон и как учитель может влиять на обучающихся.

Кто оценивает успеваемость школьников?

По закону «Об образовании» оценивать успеваемость обучающихся должна образовательная организация, то есть школа, колледж, вуз. Администрация школы “головой” отвечает перед Министерством образования и науки за успеваемость и освоение программы.

На уроках и контрольных срезах обучающихся оценивает учитель, на экзаменах — комиссия.

Для оценки успеваемости проводятся промежуточная и итоговая аттестация. Итоговая аттестация — это выпускные экзамены после окончания общего и среднего полного образования, то есть в 9-м и 11-м классах. Промежуточная аттестация — четвертные, семестровые и годовые контрольные, а также текущий контроль.

Кто отвечает за проведение аттестации и выбирает формы?

За промежуточную аттестацию отвечает заместитель директора по учебной работе — он обновляет положение о промежуточной аттестации и издает приказы об итоговых контрольных и экзаменах в конце каждого учебного года. Для текущего контроля нет отдельных приказов, он прописан в учебной программе по каждому предмету.

Учитель-предметник сам определяет, как часто он будет оценивать школьников и в каких формах. Учитель должен прописать это в учебной программе — в идеале указать, на каких именно уроках он проводит опросы, тесты, контрольные.

В законе ничего не сказано о формах контроля, но обычно это письменный, устный или комбинированный контроль.

Зачем нужен текущий контроль?

Текущий контроль — это опросы, самостоятельная работа на оценку, сочинения, диктанты. Он нужен, чтобы учитель понимал, как справляются школьники с учебной программой. И если что-то идет не так, вовремя скорректировать часы: например, увеличить время на освоение сложной темы.

Главное отличие текущего контроля от других форм промежуточной аттестации — его цели и регулярность проведения. С помощью опросов и других форм контроля учитель понимает, насколько хорошо ученики усваивают образовательную программу.

В идеале, ученики тоже понимают, какие темы им нужно повторить, за какой помощью обратиться к учителю.

Кто и как оценивает учеников?

Учитель оценивает всё, кроме экзаменов. Для проведения экзаменов директор школы создает комиссию, в которую входит несколько учителей-предметников. Оценивать результаты контрольных можно не только по пятибалльной системе, но и по двубалльной — «зачтено»/«не зачтено».

Как учитель может влиять на двоечников?

В законе «Об образовании» сказано, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу и выполнять учебный план, в том числе выполнять домашние задания и готовиться к контрольным срезам. Иногда достаточно сказать ученикам, что у них есть обязанности, прописанные в законе и это работает. Формулировка «ты нарушаешь закон» звучит весомо.

К тому же если ученику исполнилось 15 лет, его могут отчислить из школы. Не из-за пары двоек в четверти, но из-за пары двоек в году, то есть академических задолженностей.

 Школы не стремятся к этому, но несколько пересдач задолженностей в летние каникулы могут охладить пыл двоечника.

Также неуспевающего ученика могут перевести в следующий класс, но составить индивидуальный учебный план и заставить сдавать задолженности.

Чем грозит школе и учителю двойки учеников?

Если школа из-за двоек отчислит много учеников, то лишится части бюджетных средств — ей сократят финансирование. Если же дети плохо напишут ЕГЭ, это плохо скажется на премиях администрации или приведет к штрафам организации.

Если у учителя ученики регулярно получают двойки, то тут может подключиться администрация школы.

Во-первых, заместитель директора по учебной работе может проводить с учителем беседы, ответить на его вопросы, помочь с мотивацией учеников или «шлифовкой» учебной программы.

Во-вторых, если в школе введена система дополнительной мотивации для учителей (раз в квартал они получают стимулирующие выплаты за результаты детей), то из-за двоечников премии могут быть меньше.

Также меньше стимулирующих выплат может получить классный руководитель, если в его классе много двоечников. Значит, классный руководитель должен работать в связке со всеми учителями-предметниками.

Классный руководитель может помочь учителю с успеваемостью по предмету: придумать дополнительные мотивационные «фишки», например, книги для отличников; провести опрос среди учеников, чтобы узнать, что мешает лучше учиться по предмету; вместе с учителем найти новые педагогические техники и проверить их.

На каком этапе нужно подключать родителей?

Опять же по закону «Об образовании» родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. То есть как минимум следить, чтобы он закончил школу, хотя бы не был отчислен. Ребенок должен получить среднее образование: если его отчислили из одной школы, то родителям придется искать другую. Это хлопотно и проблематично, поэтому в вопросах успеваемости родители на вашей стороне.

Чтобы родители не приходили после каждого урока с вопросами об оценках (представляете, какое будет столпотворение), учителю выгоднее вести электронный журнал. А в случае необходимости выходить на родителей лично или онлайн.

Важно не только озвучивать родителям оценки, но и комментировать их. Не нужно навязывать дополнительные занятия и тем более говорить, что ребенок необучаем.

Следует рассказать, почему важна тема, по которой проводился опрос или контрольная работа, почему ее нужно повторять, дать дополнительные учебники или другие источники.

Источник: //EduRegion.ru/k-zhurnal/nizkie-oczenki/

Основания и процедура отчисления ребенка из школы — за что могут реально исключить, и как защитить права?

Несёт ли школа ответственность за неуспеваемость своих учеников?

Пожалуй, в каждой школе есть ученики, нарушающие Устав общеобразовательного учреждения. Директор может исключить их даже без предупреждения. Родителям и опекунам потом придется отстаивать права, защищать своих детей.

Расскажем подробнее о правах учеников, определим критерии отчисления и укажем, что делать родителям.

статьи:

Все основания для исключения ребенка из школы, предусмотренные Законом об образовании РФ

Исключая ребенка из школьного учреждения, его директор или руководитель должен иметь веские основания для этого действия.

Рассмотрим, что может послужить основанием для отчисления ребенка из школы и какой закон предусматривает данную меру.

  1. Инициатива родителей или законных представителей ребенка. Если они решат, что ребенка следует перевести в другую школу, то никто не может им запретить этого сделать (ч.1 ст.61 ФЗ-№273).
  2. Инициатива школьного учреждения. Отчислить могут, если ребенок добросовестно не изучал основную программу и не выполнял учебный план (ч.2 ст.61 ФЗ-№273).
  3. В случае возникших обстоятельств, из-за которых отчисление неизбежно. Например, при ликвидации организации (ч.3 ст.61 ФЗ-№273).
  4. Ребенок был незаконно зачислен в школу. Если узнают о нарушении порядка приема в учреждение, ребенка могут отчислить (ч.2. ст.61 ФЗ-№273).
  5. Систематические нарушения Устава образовательного учреждения. Считается, если ученик нарушает Устав школы больше 1 раза, постоянно прогуливает уроки, то его могут отчислить. А вот плохое поведение не будет связано с Уставом, конечно же, если ребенок не совершит преступление и не нарушит права других учеников.
  6. Неуспеваемость второгодников. В законе не прописано, что неуспеваемость может стать причиной отчисления. Но, и так, понятно, что ребенок, которого оставляют несколько раз на второй год, может быть отчислен. Дело тут в возрасте. Как только подросток, обучающийся в 7-8 классе, станет совершеннолетним, его отчислят из школы. Он не сможет окончить 9 класс.
  7. Отставания по предметам в 10-11 классе. Если в Правилах или Уставе образовательного учреждения прописаны критерии для успешного обучения и условия отчисления, при их невыполнении, то ребенка в 10-11 классе могут исключить.
  8. Употребление спиртных напитков, наркотических или психотропных средств. Этот пункт должен быть прописан в документации школы.
  9. Применение физического или психического насилия. За данное нарушение могут родителей привлечь к ответственности, если другим ученикам был нанесен моральный вред. Ребенка могут наказать дисциплинарно, выписав предупреждение, а затем и исключат.
  10. Нарушение прав преподавателей, учеников и других работников школы. Такая причина должна быть подтверждена документационно. У преподавателей или других пострадавших должны быть доказательства совершенных нарушений.
  11. Тяжелое материальное положение семьи. При обучении в платной школе, родителей ребенка могут попросить перевести его в другую школу, государственную, например, по причине неуплаты взносов за обучение.
  12. Состояние здоровья. Ребенка могут исключить, если у него имеются заболевания, из-за которых он не может осваивать программу общего образования. Обязательно у родителей или опекунов должна присутствовать справка с больницы, где будет подтверждено заболевание и написано заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Вопрос отчисления в каждом образовательном учреждении решается по-разному. Директор может пойти навстречу, и дать испытательный срок ребенку.

Например, в некоторый период будет контролироваться деятельность ученика, оцениваться его успеваемость, посещаемость.

Если он раскается и перестанет нарушать Устав, его не отчислят. А вот если после испытательного срока он вернется к прежнему образу жизни, его исключат, даже без предупреждения.

Каких учеников не могут отчислять из школы ни при каких обстоятельствах?

Перечислим, когда ребенка не могут исключить из школы:

  1. Если ему не исполнилось 15 лет.
  2. Если ребенок имеется ограничения по здоровью.
  3. Когда у ученика умственная отсталость или другие психические заболевания.
  4. Если Устав был нарушен однократно.
  5. Если ученица рано забеременела.
  6. Когда ученик совершил мелкое хулиганство.
  7. Если ученик имеет наказание в виде условной судимости.
  8. Когда ребенок не исполняет приговор судебных органов.
  9. Если ученик или ученица пришли в школу в непозволительном, непристойном внешнем виде. Например, при ярком макияже, или при ярко-выкрашенных волосах, или при надетой короткой юбке не смогут отчислить обучающегося, вот только, если это не прописано в Уставе школы.
  10. Если ученик нахамил учителю. Обычно за такое не исключают.
  11. Когда ребенок испортит имущество школы. Родители или опекуны будут возмещать ущерб. В случае, если этот критерий включен в Устав, то ученика отчислят.
  12. Если был нарушен порядок отчисления. Например, к ребенку не было применено других наказаний воспитательного характера, либо ребенка-сироту исключили и не уведомили об этом комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки.

При вышеперечисленных обстоятельствах ребенка не могут отчислить. Если же отчисление произошло, потребуйте ознакомиться с Уставом школы и другой документацией.

При возникшем вопросе отчисления, родители или законные опекуны ребенка должны:

  1. Лично прийти к директору школьной организации и поговорить с ним.
  2. Написать письменное заявление на имя директора. В нем следует попросить указать причину и основания для отчисления ребенка.
  3. Обратиться к социальному педагогу. Он поможет решить вопрос. Например, вместе с ним вы сможете посетить психолога, учителей и разобраться в ситуации.

Ученик должен:

  1. Вести нормальный образ жизни, не нарушать Устав.
  2. Извиниться за свои действия, если ими были нарушены права сотрудников учреждения, например, преподавателей или учеников.
  3. Попросить комиссию по делам несовершеннолетних или органы опеки и попечительства помочь разобраться в ситуации. Особенно это касается детей-сирот.
  4. Убедить директора школы, что он больше не будет нарушать Правила и Устав школьного учреждения.

Если родителям, опекунам и ученику удастся уговорить учителей и директора отменить приказ об отчислении, то ребенок останется обучаться в школе.

Заметьте, что ситуации бывают разными, поэтому не всегда директор смягчает наказание.

Процедура отчисления ребенка из школы и документальное оформление

Процедура исключения ученика из школьного учреждения проходит в несколько этапов.

Расскажем, как отчисляют ребенка, и какими документами это подтверждают.

Этап 1. Воспитательные меры наказания

Ребенка не могут отчислить сразу же после того, как он нарушил Устав или Правила школы. С ним должна быть проведена работа.

  1. Администрация учреждения должна собрать доказательства совершенного нарушения.
  2. Затем следует обсудить вопрос отчисления и наказаний на педагогическом совете. В него могут войти не только учителя и заместители директора, но и социальный педагог, психолог, а также комиссия по делам несовершеннолетних, действующая при районных отделениях Полиции.
  3. Провести беседу с родителями, объяснить им, что за данное нарушение ученику грозит отчисление.

Вопрос должен обязательно рассматриваться публично. Школьный совет должен возглавлять директор (ст. 26 ФЗ-№273).

Этап 2. Испытательный срок

Ученика могут и не отчислить сразу, а сделают ему предупреждение. Также за ребенком могут следить, контролировать его действия, смотреть и оценивать, как он успевает по предметам, посещает ли уроки.

Если в течение испытательного срока ученик не изменит своего поведения, то об этом классный руководитель должен сообщить директору или замдиректору.

Этап 3. Отчисление

Отчисление может пройти в добровольном или принудительном порядке.

Этап 4. Информирование

После того, как будет оформлен приказ, родители ребенка и сам ученик должны быть уведомлены об исключении. Им сообщить об этом должен секретарь, либо классный руководитель, либо сам директор.

Кроме того, информация об исключении передается в Управление образования, органы местного самоуправления, органы опеки. Именно эти инстанции будут в течение 1 месяца контролировать родителей и ребенка и приложат все усилия, чтобы устроить его в другую школу для получения образования в дальнейшем.

Что делать, если ребенка уже исключили из школы, если вы не согласны с его отчислением – отстаиваем права ребенка

Родителям или законным представителям ребенка следует:

  1. Обратиться в школу и потребовать от директора письменного объяснения по данному отчислению. Если он отказывается отвечать вам, то направьте ему заявление с такой просьбой. Он будет обязан ответить на него в письменной форме.
  2. Направить заявление в Управление образования или Департамент образования вашего города, района. В нем следует изложить ситуацию и попросить разобраться, отменить данный приказ.
  3. Обжаловать решение можно также и через правоохранительные органы. Лучше, чтобы вы решили вопрос сначала со школой и Управлением образования, а потом уже отправляли документацию в прокуратуру.

Помните, что заявления пишутся все в официальном стиле. Если у вас есть доказательства неправомерного исключения, то следует их приложить.

Например, если ученик болел в течение 1-2 месяцев, следует предоставить на рассмотрение справку из больницы.

Источник: //pravo812.ru/useful/944-osnovaniya-i-procedura-otchisleniya-rebenka-iz-shkoly-kak-zashhitit-prava.html

Впервые в России школу закрыли за неуспеваемость учеников

Несёт ли школа ответственность за неуспеваемость своих учеников?

Такого в Москве еще не случалось — целую школу закрыли за неуспеваемость.

Скандальная ситуация обсуждалась даже на совещании в мэрии. «Это — ЧП», — сказал мэр Сергей Собянин. Но нет худа без добра: теперь департамент образования возьмется за тотальную проверку школ, где хромает успеваемость.

Что будет с оскандалившейся школой-двоечницей N 874 и другими «слабыми» учебными заведениями? В вопросе попытались разобраться корреспонденты «РГ».

С математикой плохо, зато с физкультурой хорошо

Перед Новым годом общеобразовательную школу N 874 («Школу здоровья»), которая находится на западе столицы, лишили аккредитации за плохую успеваемость.

Неожиданно для всех в общем-то формальная процедура закончилась драматически. Ученики, как положено, сдавали тесты по математике, русскому языку и литературе, химии, физике, биологии, истории и английскому…

Но количество итоговых двоек немало озадачило проверяющих.

Школе — в порядке исключения — даже дали шанс на пересдачу. Но и со второй попытки знаний не прибавилось.

Например, среди девятиклассников, по словам руководителя городского департамента образования Исаака Калины, не справились с заданиями по математике 54 %, по русскому языку — 62 %, по химии — 68 %, а по английскому языку — даже 70 %. Зато, говорят, по физкультуре (вотчина бывшего директора школы) отметки у всех были хорошие.

После этого в школе прошло выездное заседание аттестационной коллегии. Кстати, ее состав поменялся совсем недавно.

Прежде она на две трети состояла из руководителей окружных управлений образования и других чиновников. Теперь в нее входят директора лучших школ — «с именем», вузовские преподаватели, активные родители.

Судили-рядили: вроде у школы неплохая материальная база, сделан ремонт, есть компьютеры, оборудованный спортзал.

Слишком среднее образование

Стали разбираться в причинах. Очень слабая начальная школа. Текучка кадров. Директор Николай Кокорин не сумел наладить учебный процесс… В общем, «полная потеря контроля над образовательным учреждением» — такой диагноз поставил Исаак Калина. Вот и результат. Коллегия пришла к выводу, что школу, как это ни печально, надо лишать аккредитации за плохое качество образования.

И с 18 января школы N 874 не существует. Нет больше такого номера. И директор уволен. Но это не значит, что на здании повесили замок. Детей надо учить, и учить хорошо. Потому принято решение присоединить расформированную школу к Центру образования N 97, который находится в том же Западном округе и тоже имеет статус «Школы здоровья».

Да здравствует новая школа!

Ни учеников, ни родителей эта новость не огорчила.

— Новая школа сильнее, и тоже с оздоровительным уклоном, — говорит Вера Ивановна, родительница пятиклассницы. — И хорошо, что с лишением аккредитации не стало и номера. А то ребенок скажет кому-нибудь, что он из 874-й школы, и услышит в ответ: «Это из школы-двоечницы?.

— Я не против перемен, — рассуждает мама ученика 5 «А» класса Татьяна Николаевна. — Ведь территориально школа никуда не переедет, сыну по-прежнему будет близко ходить.

Расформирование школы, наверное, пойдет на пользу, поскольку придут более сильные учителя. Родителям трудно судить о качестве обучения: нет двоек — хорошо.

Хотя преподаватели по основным предметам (русский язык, математика и английский) менялись слишком часто.

— Я сама окончила эту школу, а сейчас в ней учатся мои дети, — рассказывает Елена Губанова, мама восьмиклассницы Оли. — Школа что ни на есть «средняя», но таких «провалов», которые выявила контрольная, никто из родителей не ожидал. Надеемся, что в новой школе детей подтянут по предметам.

В прежние времена была в школах такая практика: отстающих брали на буксир. То есть слабого ученика прикрепляли к сильному, который помогал ему делать уроки.

Судя по всему, то же происходит и сейчас, только в более крупном масштабе. На языке чиновников, это называется «реорганизацией путем присоединения к сильному образовательному учреждению».

До сих пор так поступали с малокомплектными школами. Теперь — и со «слабыми».

Мы позвонили директору Центра образования N 97 Ирине Мальчевской, которая приняла пополнение из проштрафившейся школы, и поинтересовались, каково ей тянуть «буксир».

— Я только с 19 января исполняю обязанности директора школы N 874 (теперь такого номера нет), — говорит Мальчевская. — Но все эти дни только и делаю, что отвечаю журналистам на этот вопрос. Да, ситуация в школе крайне тяжелая. Но мы нашли взаимопонимание с «новичками», как с учениками, так и с преподавателями.

Учебный процесс не прервался — ребята сразу включились в работу. Пока никого из преподавателей менять не планируется. Наша задача — подтянуть ребят по всем предметам, а не только по тем, по которым проводились контрольные работы. Особенно это важно для выпускных классов, которым сдавать экзамены. Сейчас в помощь школе направлены наши педагоги и методисты.

Составлен план действий, по нему будем работать. Думаю, справимся.

Отстающим подтянуться!

Школы за неуспеваемость на второй год не оставляют, их закрывают. Такой прецедент создан в Москве. Что дальше?

— Департамент образования Москвы намерен провести работу по выявлению школ с низким уровнем образования и провести в них внеплановый мониторинг учащихся, — сообщил пресс-секретарь департамента Александр Гаврилов.

Если выявится, что в какой-то из школ «хромает» успеваемость, для начала ей помогут, педагогов направят на стажировку в лучшие школы столицы. Но в любом случае, как заявил Гаврилов, «департамент образования столицы не будет покрывать школы, в которых должным образом не налажен учебный процесс, и сделает все возможное, чтобы подобных учебных заведений в городе не было».

В самом деле, если школа не «тянет», то почему должны страдать дети?

Мнения

Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве:

— С одной стороны, закрытие школы — чрезвычайное происшествие. А с другой стороны — это нормально. Срезы знаний проверяются регулярно, порой результаты бывают не блестящие. Но чтобы столько двоек, и повторно?.. Я считаю, что в данном случае для детей может быть только лучше. Тем более что дети остались в прежнем здании и со своими учителями.

Ничего страшного не вижу в объединении «сильной» и «слабой» школ. Даже наоборот. Говорим давно: вот стоят по соседству четыре школы, а все родители рвутся записать первоклашек в одну. Сюда — очереди, а там некомплект.

Отчего не объединить? Такая практика в Москве существует и оправдала себя. Есть директора, объединившие по 3-4 школы, а у некоторых — 7 зданий. Зато все дети учатся в хорошей престижной школе.

Надеюсь, что и Центр образования N 97 вытянет школу-двоечницу, научит ребят математике и русскому языку. А лишение аккредитации послужит уроком всем педагогам.

Виктор Панин, зампред Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ):

— Раньше эту аккредитацию давали всем без разбору. По большому счету она была формальной. Нынешний случай беспрецедентный, особенно для системы образования Москвы.

Все недостатки обычно замалчивались, а тем временем качество образования падало. К нам поступает немало жалоб, особенно от родителей и особенно на поборы в школах.

Последняя жалоба — на администрацию школы N 737, где, как пишут авторы, учителей набирают не по профессиональным качествам, а по родственным связям…

Радует, что новое руководство департамента образования заняло принципиальную позицию и намерено всерьез решать школьные проблемы.

Телефон доверия департамента образования Москвы: (495) 366-70-94.

Источник: //rg.ru/2011/01/27/shkola.html

Школа отвечает за жизнь и здоровье учеников и после уроков, – если они находятся на ее территории

Несёт ли школа ответственность за неуспеваемость своих учеников?

Школа должна надзирать за своими малолетними учениками в течение всего времени, когда дети находятся в школе или на закрепленной за школой территории, в том числе после окончания занятий.

При этом именно школа предполагается виновной и отвечает за вред, причиненный одним ребенком другому, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда.

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело о школьной драке (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 мая 2019 г. № 77-КГ19-10).

Двое мальчишек – учеников средней школы (оба – младше 14 лет) – непосредственно после уроков поссорились и подрались. Прямо на школьной территории. Потасовка была серьезной – «проигравший» перенес операцию, затем длительное восстановительное лечение и неоднократную психологическую помощь.

Мама этого мальчика потребовала от родителей обидчика компенсировать стоимость морального вреда, и те выдали ей расписку об обязательстве выплатить 100 тыс. руб. и часть требуемой суммы. Но впоследствии они потребовали деньги обратно, а компенсацию посоветовали просить у школы.

В итоге родители драчунов оказались в суде: одна сторона просила взыскать моральный ущерб, вторая – вернуть деньги и признать расписку недействительной.

Районный и областной суды удовлетворили первые требования, а во встречных отказали:

  • мама избитого мальчика к школе с иском не обращалась;
  • школа отвечает за поднадзорных учеников только во время уроков или иных школьных мероприятий (п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса);
  • драка случилась после уроков и завершения учебного процесса;
  • никаких дополнительных мероприятий, например, внеурочной деятельности, в школе в тот день не планировалось;
  • школа не принимала на себя обязательств по сопровождению учеников до дома после окончания учебного времени и контролировать их поведение либо передавать учащихся их родителям;
  • значит, дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, а отвечать за вред должны родители «победителя» (п. 1 ст. 1073 ГК РФ).

ВС РФ эти решение и постановление отменил, указав на следующее:

  • школа обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, и отвечает за неисполнение этой функции (ч. 6-7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  • ГК РФ и постановление Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 устанавливают презумпцию виновности школы, обязанной осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под ее надзором;
  • п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогов (утв. приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536) требуют, чтобы в «урочные» дни учителя привлекались к дежурству по школе не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия;
  • следовательно, школа, где малолетний ученик временно находился, отвечает за причиненный им вред, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда;
  • при этом обязанность по надлежащему надзору за детьми должна осуществляться школой не только во время пребывания ребенка в стенах школы, но и на её территории, закрепленной за этой школой в установленном порядке;
  • если учащийся причинил вред, находясь под надзором школы, то именно школа предполагается виновной в причинении вреда и обязана возместить вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине;
  • применительно к данному конфликту именно школа должна была доказать отсутствие своей вины в причинении морального вреда избитому мальчику, находившемуся на территории школы непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут);
  • и более того, образовательные и иные организации, где малолетний временно находится, в силу п. 3 ст. 1073 ГК РФ отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда. Такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения малолетних в образовательном учреждении, в том числе и на закреплённой за образовательным учреждением территории;
  • то обстоятельство, что мама пострадавшего не вчинила иск именно к школе, не имеет значения – суд при подготовке дела к судебному разбирательству, согласно абз. 4 ст. 148, п. 4 ч. 1 ст. 150 и абз. 2 ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса, разрешает вопрос о вступлении в дело соответчиков, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, а если дело невозможно рассмотреть без участия соответчика в связи с характером спорного правоотношения, то суд привлекает его к участию в деле по своей инициативе.

Итог: дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Документы по теме:

Источник: //www.garant.ru/news/1281906/

ЗаконностьЗдесь