Могут ли родители первоклассника отказаться от посещения их ребёнком внеурочной деятельности?

В школе ввели «основы православной культуры». может ли ребёнок туда не ходить?

Могут ли родители первоклассника отказаться от посещения их ребёнком внеурочной деятельности?

Порой школы вводят внеурочную деятельность, которая устраивает не всех родителей. Особенно если это касается личных убеждений. Юрист Анастасия Дорошева рассказала «Мелу», можно ли родителям отказаться от таких занятий и как правильно это сделать.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Вопрос. Добрый день! Мой сын пошёл в 1-й класс. С октября появилась внеурочная деятельность, и я не против, чтобы мой сын на неё ходил.

Но есть одно занятие — «Основы православной культуры», — которое, я считаю, мой ребёнок посещать не должен, так как это направление навязывает и ставит рамки. Я человек не религиозный и не хотела бы, чтобы моему ребёнку навязывали какие-либо религиозные учения.

Считаю, что он должен самостоятельно сделать выбор. Как мне правильно написать отказ от этой внеурочки, чтобы не нажить врагов со стороны директора и учителей?

Ответ. В настоящее время федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) устанавливаются требования к структуре основных образовательных программ и их объёму.

Обратимся к требованиям ФГОС начального общего образования. В соответствии с пунктом 16 требований ФГОС школа реализует основную образовательную программу начального образования, используя как урочную, так и внеурочную деятельность.

В письме Минобрнауки от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» закрепляется положение, что внеурочная деятельность обязательна и ученики должны в ней участвовать.

Кроме этого, подп. 4 п. 19.3 требований устанавливают обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей, в том числе и основ духовно-нравственных культур народов России. Формы реализации этого требования школа определяет самостоятельно, но с учётом требований ФГОС.

Но для начального образования делается исключение. Ученики начальной школы участвуют во внеурочной деятельности только добровольно.

«Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, „круглые столы“, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса» (п. 19.10 требований ФГОС).

А говоря в целом, чтобы точно определить, обязателен предмет или он подпадает под критерий «внеурочной деятельности», необходимо обратиться к официальному сайту ФГОС и найти подходящий для ученика стандарт, а после посетить официальный сайт школы. Как правило, они размещают учебные планы и образовательные программы во вкладке «Учебно-методические документы».

Можно ли отказаться? Да, но поскольку внеурочная деятельность — составная часть образовательного процесса, важно учесть следующее.

Во-первых, вспомните: подписывали ли вы второпях на родительском собрании какие-нибудь бумаги? Вполне возможно, по невнимательности вы могли дать согласие на посещение ребёнком определённой внеурочной деятельности по предмету, поскольку ч. 2 ст.

 87 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено положение, что выбор одного из учебных предметов, курсов, включённых в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями обучающихся.

Если же вы ничего не подписывали, то можно просто не ходить на эти занятия, сказав, что во время проведения предмета ребёнок посещает секцию. Во-вторых, если всё-таки вы дали согласие, то надо написать заявление на имя директора об освобождении обучающегося от внеурочной деятельности и приложить к заявлению справки, подтверждающие посещение секции.

А что делать, если ребёнок ничего не посещает? В нашем случае рассматривается достаточно специфический предмет — «Основы православной культуры».

В обосновании надо указать причину, почему вы хотите освободить ребёнка от изучения этого предмета. И причина должна быть веской.

Например, ознакомившись с учебным материалом, вы пришли к выводу, что происходит навязывание определённой религии или умаление другой, а это напрямую противоречит ст. 28 Конституции РФ.

Необходимо помнить: если школа устанавливает предмет, который не отражается в учебном плане, то привлечь ученика к его посещению нельзя. (ч. 4 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Куда обращаться, если школьное руководство не примет отказ от этого предмета?

  • В соответствующий орган исполнительной власти субъекта. Например, в г. Москве это Департамент образования и науки г. Москвы.
  • В Министерство просвещения РФ.
  • В прокуратуру субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура призвана осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Для того чтобы узнать, какая прокуратура правомочна защитить нарушенное право, необходимо зайти на официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ во вкладку «Прокуратуры субъектов» и выбрать надлежащую прокуратуру.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Анастасию Свирину. Shutterstock (Elena Elisseeva)

Источник: //mel.fm/shkola/9506423-orthodox_culture

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

Могут ли родители первоклассника отказаться от посещения их ребёнком внеурочной деятельности?
2. Я работаю педагогом организатором в школе на селе-1 ставка, плюс доп. обр — 3 часа, внеурочная деятельность — 2 часа, классное руководство — 16 человек.

За это я получаю 22645 рублей, имею ли я право на получение доплаты до фиксированной ставки в 36000 как у учителей. Регион свердловская область.

2.1.

Не установлено на федеральном уровне такой фиксированной ставки. Посмотрите, например, здесь: Подробнее >>>

3. Директор школы не хочет оплачивать внеурочную деятельность и кружок во время дистанционного обучения.

3.1. По общим правилам, обращайтесь в трудинспекцию и прокуратуру.

4. Скажите, если квалификация учитель начальных классов и переподготовка с квалификацией учитель-логопед, можно ли в ДОУ или в школе вести внеурочную деятельность логопедического кружка?

4.1. Можно вести внеурочку без проблем.

5. Нас в школе заставляют маршировать (и не спрашивают хотим ли мы этого или нет) и говорят что нас не аттестуют в 9,классе если у нас не будет 10 часов внеурочной деятельности. Что делать?

5.1. Жаловаться в прокуратуру.

6. Скажите пожалуйста, может ли ребенок не посещать внеурочную деятельность в своей школе, если он учится в музыкальной школе, да ещё на двух специальностях?

6.1. Да, может. Внеурочная деятельность не является обязательной.

7. Директор школы где я работаю на выделенные деньги школе не покупает инвентарь а требует внеурочную деятельность вести куда мне лучше обратится по этом у вопросу шкафы которые стоят в спортивном зале с острыми углами она их не убирает в этих шкафах хранятся мячи которые не пригодны для игры.

7.1. если директор школы, где Вы работаете на выделенные деньги школе не покупает инвентарь, а требует внеурочную деятельность вести, Вас лучше обратится по этом у вопросу в орган управления образованием, прокуратуру и Роспотребнадзор, а также в контрольно-ревизионное управления органа местного самоуправления или казначейства.

8. В нашей школе отсутствуют кружки (внеурочная деятельность). Дети на продлёнке вынуждены просто сидеть тихо в классе. В других школах по 20 разных кружков бесплатно и на любой вкус. Кто может повлиять на ситуацию? Директор рекомендует, если не нравится — переводится куда угодно. Но мы привязаны по прописке к ней. Есть ли какие-то нормативные акты? Какие наши дальнейшие действия?

8.1. Сначала нужно письменно обратиться с заявлением к директору. После этого спустя 30 дней в зависимости от результатов — в РОНО.

8.2. В Администрации вашего района есть отдел образования обратитесь туда с коллективной жалобой на директора образовательного учреждения. В жалобе изложите Ваши доводы, что последний не справляется с возложенными на него обязанностями. Можете создать совет: п.6 ст. 26 ФЗ 273-ФЗ от 29.12.

2012-» В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);»

9. Я учусь в 8 классе в обычной школе. В этом году учителя заставляют ходить на внеурочную деятельность по каким либо предметам, аргументируя это тем, что я должен набрать какое-то количество часов внеурочной деятельности, чтоб быть аттестованным. Так же говорят, что если я эти часы не наберу, то не буду аттестован. Подскажите могут меня не аттестовать если я не буду ходить на внеурочку или это незаконно.

9.1. заставлять ходить на внеурочную деятельность по каким либо предметам, аргументируя это тем, что Вы должны набрать какое-то количество часов внеурочной деятельности, чтоб быть аттестованным — незаконно, так как это не входит в образовательный стандарт.

10. Работаю педагогом-психологом в школе. Имею также,11 часов внеурочной деятельности. Входят ли эти часы в мое основное время 36 часов или я должна отрабатывать 36+11=47?

10.1. это зависит каким образом оформлена эта нагрузка.Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (введена Федеральным законом от 30.06.

2006 N 90-ФЗ) С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

11. Скажите, пожалуйста, должна ли администрация школы провести опрос у учителей начальной школы сколько часов внеурочной деятельности они хотят вести и может ли забрать часы без ведома учителя библиотекарю школы для подвижных игр с детьми.

11.1. администрация школы провести опрос у учителей начальной школы сколько часов внеурочной деятельности они хотят вести может.

А забрать часы без ведома учителя библиотекарю школы для подвижных игр с детьми нет. Надо предупредить библиотекаря за два месяца.Глава 12. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА Статья 72.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

12. В школе внеурочную деятельность сделали основными уроками и учителя говорят, что мы не имеем право её пропускать. Якобы вышли новые законы 2017,2018 года. Статьи конкретно не называют. Правда ли это? Если да, то какие статьи?

12.1. Если уже учителя начинают придумывать законы и вводить в заблуждение относительно обязанностей детей и родителей, вам стоит призадуматься о смене учебного учреждения.

12.2. В Федеральный образовательный стандарт никаких изменений не вносилось.
Вас дезинформируют.

13. На какой документ сослаться, если назначить одного из замов директора школы на должность руководителя по внеурочной деятельности?

13.1. Уважаемая Жарова Надежда Михайловна, Вы издаете приказ по школе согласно принципу единоначалия, должностным правам руководителя, Уставу школы и ГК и ТК РФ. То есть сами осуществляете кадровую политику, изменяете штатное расписание в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований.

Источник: //www.9111.ru/%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/

8 прав, которые есть у родителей первоклассников

Могут ли родители первоклассника отказаться от посещения их ребёнком внеурочной деятельности?

Тем, кто отвел ребенка в первый класс, придется привыкать не только к статусу родителей школьника.

Теперь у них начнут просить деньги на школьные нужды, детям будут ставить оценки, предъявлять требования к внешнему виду и задавать домашнее задание.

А родители будут соглашаться: тратить деньги, покупать форму, ругать детей за двойки и часами сидеть над прописями. Хотя всего этого можно не делать — потому что у родителей первоклашек есть права.

Екатерина Мирошкина

мама первоклассника

Вот что можно требовать от школы, чтобы добиться справедливости, облегчить нагрузку на детей и сэкономить.

Если ребенок в первом классе не выполнил домашнее задание, ему не могут сделать замечание. Требовать выполнения тоже нельзя. Если родители считают, что лишняя нагрузка ребенку не нужна, можно напомнить учителю о требованиях Минобразования: никаких домашних заданий. Контрольных работ в течение первого полугодия тоже быть не должно.

Сколько стоит собрать ребенка в первый класс

Как меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

Потом дети расстраиваются и даже плачут. Родителям тоже бывает неприятно: ребенок второй день ходит в школу, а его уже наградили треугольником троечника. Причем не за знания, а за разговоры на уроках или бег по коридору на переменах. Если учитель придумал свою систему оценок в первом классе, а вы против — так и скажите.

На чем можно сэкономить при подготовке к школе

Это не то же самое, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом. Школьник на семейном обучении сам осваивает предметы, а потом сдает экзамены в школе. При этом он может участвовать в олимпиадах, конкурсах, посещать школьные мероприятия и соревнования. За обучение ребенка при этом отвечают родители, а школа — только за аттестацию.

Если семейное обучение не понравится или родители передумают, можно вернуться в школу в любое время.

Какие права есть у родителей в школе

Школа имеет право, но не обязана создавать группы продленного дня и сама решает, сколько детей туда набирать. Обычно в большинстве школ такие группы есть. Этот вопрос можно уточнить у классного руководителя или социального педагога. В продленку записывают в начале года: мест может хватить не всем.

Если родители работают и ребенка некому забрать после уроков, узнайте о стоимости питания и других условиях в группе продленного дня и запишите туда первоклашку. Даже если скажут, что мест нет, через пару недель они могут появиться: кто-то из детей откажется, и будет дополнительный набор.

Кроме продленки в школе могут быть дополнительные занятия: танцы, футбольная секция, рисование. Ребенок может ходить туда во время продленки или отдельно — после уроков.

Сколько стоит отдать ребенка на бальные танцы

Расходы на школьные нужды, подарки учителям, жалюзи, краску, принтер в класс и новые парты — только по желанию. Никаких обязательных сборов быть не может.

Родители первоклассников сами решают, сколько сдавать на клеенки для урока технологии и нужно ли дарить детям подарки на дни рождения. Если кто-то против, с этой семьи нельзя требовать деньги или как-то ущемлять ребенка.

Сдавать деньги или нет, решает не родительский комитет и школьные активисты, а каждый родитель сам за себя.

Олимпиады, платные дополнительные занятия, полное питание — это тоже добровольные расходы. Можно ничего не платить: ребенок будет обедать дома и обойдется без конкурсов.

Нужно ли сдавать деньги на нужды школы

Если выяснится, что виновата не школа, а другой ребенок-хулиган, платить будут его родители. Например, если ребенок разбил чужой телефон — можно требовать компенсацию от его родителей. Если два первоклашки подрались на стадионе через 10 минут после уроков — за травмы заплатит школа.

Кто заплатит за вред ребенку: родители или школа

Нельзя просто прийти в класс, сесть на заднюю парту и поставить всех перед фактом, что теперь вы будете наблюдать за работой учителей. Вмешиваться в процесс, поправлять педагога или делать замечания детям тоже нельзя. Все претензии — после уроков лично учителю или администрации школы. Если не отреагируют — в департамент образования или прокуратуру.

Как работает родительский комитет

В октябре выясняется, что ребенок к школе не готов: не может выдержать полчаса на уроке, сильно устает, начинаются нервные тики, нарушается сон, а учителя жалуются на поведение.

Иногда доходит до психиатра: до школы был здоровый ребенок, а к Новому году появилось несколько неврологических диагнозов.

Учителя злятся, школьный психолог ничего не может сделать, врачи прописывают успокоительные — и маме тоже.

Если родители поняли, что ребенок не готов к школе и нужно подождать еще год, они имеют право забрать его из первого класса. Для этого нужно написать заявление и расторгнуть договор на обучение.

Скорее всего, школа будет против: могут потребовать справку, что ребенок переводится в другую школу, или заключение специальной комиссии, что первоклассник пока не готов к учебе. Получить такие документы не сложно, но можно забрать ребенка и без них.

Отказ школы отдать документы — повод для жалобы в прокуратуру и департамент образования.

В следующем сентябре можно еще раз пойти в первый класс. Родители при этом ничего не нарушают: отправить ребенка в начальную школу нужно до того, как ему исполнится 8 лет.

Первоклассник в возрасте 7 лет и 10 месяцев — это нормально.

Если ребенку в первом классе уже исполнилось 8 лет, забрать документы просто по желанию родителей не получится: придется доказывать, что есть противопоказания по состоянию здоровья, а одной неусидчивости и усталости не хватит.

На всякий случай можно запастись справками от невролога, заключением психолога и характеристикой от учителя. Если кто-то из слишком заботливых работников образования решит пожаловаться в опеку, документы не помешают.

Что делают органы опеки

Источник: //journal.tinkoff.ru/list/1-klass-prava/

Школы пошли по пути наименьшего сопротивления… Минобр и управление образования прокомментировали скандал с «внеурочкой»

Могут ли родители первоклассника отказаться от посещения их ребёнком внеурочной деятельности?

Малыши первых, вторых классов, не говоря уже об учащихся среднего звена, из-за обязательных занятий не всегда успевали ходить в секции и кружки по выбору и очень уставали. Судя по жалобам, в ряде школ администрация так рьяно принялась исполнять закон об обязательной «внеурочке», что забыла и о санитарных нормах, и о допустимой форме организации внеурочной деятельности.

Разъяснения по ситуации корреспондент «Верстов.Инфо» получил и в городском управлении образования, и в областном министерстве. В городском отделе нам действительно подтвердили, что администрации школ во многом нарушали и санитарные нормы, и учебный процесс.

Это вам не урок!

Итак, самое главное – внеурочная деятельность действительно является обязательной частью учебного процесса. Направлена она, разумеется, на доброе и вечное – всесторонне развитие детей. Максимально допустимое число внеурочных часов в неделю – 10. Меньше – можно. Больше – нельзя.

Можно ли отказаться от «внеурочки»? В общем нельзя. Но тут дьявол кроется не в деталях, а в формах организации этой деятельности. Главное, чтобы ребенок чем-нибудь занимался вне основного школьного расписания. Поэтому если родители решили, что внеурочную программу ребенок будет постигать вне школьных стен в кружках и секциях – пожалуйста.

Даже дома он может вместе с родителями заниматься дополнительно. Главное, показать школе, что ребенок развивается полностью и всесторонне. Принести справку из секции. Принести диплом за участие в конкурсе.

Принести придуманный и сделанный с родителями научный проект (кстати, если ребенок исправно посещает «внеурочку» в школе, проекты по ней должны делать не родители с детьми, а дети под руководством педагогического работника).

Может ли «внеурочка» проходить в форме традиционных академических занятий? Нет. Внеурочная деятельность не входит в аудиторную нагрузку. Аудиторные часы указаны в санитарных нормах. Вот они:

– Внеурочная деятельность не должна проводиться в форме уроков.

Первая ее особенность – отличная от урочной форма, – отметила главный специалист отдела организации дополнительно образования управления образования Светлана Корнещук.

– Это, как правило, прогулки, экскурсии, походы, могут быть какие-то творческие занятия, проектная деятельность – на усмотрение руководства образовательной организации.

– Что делать, если внеурочную деятельность администрация школы организует в форме академических занятий?

– Это, конечно, ошибка. Такого не может быть, потому что, хотя и входят в нагрузку десять часов этой внеурочной деятельности, они определены санитарными нормами и правилами, но это не аудиторная нагрузка.

– Среди жалоб звучали и такие: чтобы дети отходили положенную «внеурочку», ее вставляют между основными уроками.

– Нет, этого не должно происходить. Внеурочная деятельность находится вне учебного плана. Она должна быть вынесена из основного расписания и проводиться отдельно: после уроков или, если ребенок занимается во вторую смену – до начала уроков.

– Что делать, если внеурочные занятия вставлены в основное расписание, куда обращаться, жаловаться?

– Родители могут обратиться в конфликтную комиссию, но сначала нужно подойти просто к директору школы, попытаться решить вопрос внутри образовательного учреждения.

Если директор не принимает никаких мер по изменению этой ситуации, нужно обращаться письменно в управление образования с конкретными фактами, чтобы специалисты вышли проверить ситуацию, посмотрели, оценили, исправили, сделали какое-то предупреждение, может быть, директору.

– Могут ли секции заменить внеурочную деятельность?

– Да! Школы могут для реализации внеурочной деятельности привлекать учреждения дополнительного образования. Секции, кружки – это все для развития. Может семья прийти к директору, принести справку о том, что ребенок занимается в допобразовании в определенном объеме часов за неделю, и результаты этой деятельности будут засчитываться как одна из составляющих внеурочной деятельности.

– Можно ли заниматься дома?

– Внеурочная деятельность (по методическим рекомендациям) может быть организована не только ресурсными образовательными учреждениями, но и родителями самостоятельно. Форма внеурочной деятельности может быть любой.

– Должен ли будет ребенок как-то отчитываться по результатам внеурочной деятельности, если она реализуется вне школы?

– Ребенок в течение учебного года представляет итоговые результаты деятельности. Какие – определяется уже самостоятельно. Допустим, спорт – это какие-то достижения, участие в соревнованиях.

Может быть, он уже какие-то проекты – учебно-исследовательские, социальные, художественные – реализует в учреждении дополнительного образования и может представить результат, который зачтется в школе как результат внеурочной деятельности.

Или ребенок какое-то время занимается дома самостоятельно, а потом представляет результат – это тоже не предполагает постоянного нахождения в образовательном учреждении. Поэтому мы говорим в первую очередь о гибкой системе.

– Обязаны ли дети посещать все 10 часов внеурочной деятельности?

– Эти часы – данные для образовательных учреждений. Это не значит, что ребенок должен все 10 часов посещать – можно и меньше.

Но все направления, которые предусмотрены в рамках внеурочной деятельности, школа должна предоставить родителям.

А они уже выбирают направления для своего ребенка: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезную деятельность, проектную деятельность.

Что такое «внеурочка»?

В соответствии с выдержками из методических рекомендаций, Светлана Корнещук объяснила, что представляет собой внеурочная деятельность.

Так, внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Является обязательным элементом программы. До занятий педагог должен объяснить родителям, в каком виде, режиме она будет организована.

Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер, сочетать индивидуальную и групповую работу, обеспечивать гибкий режим занятий. Экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции.

Внеурочная деятельность может проводиться и в каникулярное время, и выходные дни – это тоже допустимо.

– Я понимаю, что в том виде, в котором внеурочная деятельность сейчас реализуется, она действительно приносит только трудности и ребенку, и родителям, – отметила Светлана Корнещук.

– Школы пошли по пути наименьшего сопротивления… Сейчас мы говорим о том, что нужно гибко подходить к этому процессу. И, конечно же, не должны дети сидеть за партами. Это не нужно, это действительно нагрузка.

Такого быть не должно.

Совещание по данной проблеме с руководителями образовательных учреждений уже было проведено в середине октября. Там обсуждались ошибки в организации внеурочной деятельности, которые встречаются на основании жалоб родителей, в том числе в социальных сетях.

Директорам указали на необходимость гибкого использования методических рекомендаций. Во-первых, чтобы не было в основном расписании часов внеурочной деятельности. И второе – что внеурочная деятельность не должна проводиться в форме уроков.

Рекомендовали засчитывать те справки, которые приносят родители из кружков, секций учитывать мнение родителей при планировании внеурочной деятельности.

– Мы предусмотрели на уровне города создание некой рабочей группы для того, чтобы разработать алгоритм либо методические рекомендации, которыми бы могли воспользоваться школы города. Хотя они имеются, но, видимо, нужны более подробные разъяснения.

Понимаем, что это необходимо сделать, потому что есть много вопросов у школ, и, как видим, есть недовольство родителей, – объяснила специалист. – Когда пишут, что внеурочная деятельность организуется на добровольной основе, родители понимают этот выбор как «да» или «нет».

Добровольно же имеется в виду – выбрать из предлагаемого. Потому что внеурочная деятельность обязательна. Длительный процесс, наверное, будет перестройки.

Школы пересмотрят свое расписание, посмотрят формы внеурочной деятельности и, я думаю, в любом случае придем к удобным формам, которые должны устраивать и детей, и родителей.

Мнение министерства

Прокомментировали вопрос по организации внеурочной деятельности и в областном Минобре. Первый заместитель министра образования Елена Коузова в разговоре с корреспондентом «Верстов.Инфо» также отметила, что форма организации «внеурочки» может быть разной. Но занятия обязательно должны проводиться. Если же у родителей появляются жалобы, ситуацию надо рассматривать на месте.

– Вопрос не в том, что это занятие в расписании стоит, а в том, как оно организовано. Как я понимаю, вопрос родителей в данном случае – что дети все равно сидят так же, как на уроке. И это главный вопрос, который нужно задавать директору.

Как организуется внеурочная деятельность, покажите разные формы внеурочной деятельности. Что, ребенок сидит все семь занятий, если есть внеурочка?! Я не думаю, что такое есть.

Но это может быть видно только непосредственно в том классе, в той школе, о которой идет речь.

Елена Коузова посоветовала родителям, во-первых, посмотреть саму образовательную программу – это открытый документ. Дальше у родителей есть право, в том числе, попроситься на внеурочное занятие. Чтобы увидеть, в какой форме оно проходит.

– Если не нашли понимания в школе, нет понимания с директором – в образовательной организации есть общественный совет, есть конфликтная комиссия для урегулирования споров – она должна быть в каждой школе.

Нужно изучить нормативные документы, идти со знанием дела, а не просто говорить «у нас дети сидят, нарушаются санитарные нормы». Роспотребнадзор придет, посмотрит, увидит, что форма проведения занятий не урочная и скажет, что ничего не нарушается.

Другое дело, что учителя ведь тоже разные, кому-то проще посадить ребенка за парту, и чтобы он не вставал все семь часов. Это проблема уже педагога, здесь тоже есть рычаги управления, – уточнила Елена Коузова.

Не нашли понимания в школе – следующий шаг – управление образования. Оно является учредителем образовательной организации. Можно составить письменное обращение, можно записаться на личный прием. Есть необходимость изучить эту ситуацию досконально – родители могут обратиться в правоохранительные органы, в прокуратуру, если считают, что нарушаются права детей.

Также в Минобре отметили, что в связи с большим потоком вопросов родителей управление образования Магнитогорска может провести общегородское родительское онлайн-собрание, вебинар, на котором родителям четко разъяснят, чем урочная деятельность отличается от внеурочной.

– У нас нет законных оснований что-то диктовать управлению образования, но все факты, которые к нам поступают, мы обсуждаем с соответствующим муниципальным управлением, – объяснила Елена Коузова.

– По документам все может быть организовано нормально, но что происходит за закрытой дверью кабинета, мы не знаем. Может быть, там на самом деле дети сидят и не встают.

Городское ведомство может проконтролировать процесс.

Источник: //www.verstov.info/news/main/page,1,2,74208-shkoly-poshli-po-puti-naimenshego-soprotivleniya-minobr-i-upravlenie-obrazovaniya-prokommentirovali-skandal-s-vneurochkoy.html

ЗаконностьЗдесь