Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?

Регистрация НКО (некоммерческой организации): все нюансы

Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?

НКО (некоммерческая организация) — это организация, которая не преследует цели извлечения максимальной прибыли из своей деятельности. Основные цели НКО — это реализация благотворительных, социокультурных и образовательных целей.

Такие организации выполняют важные социальные функции и являются необходимыми для общества, его развития и прогресса. При этом существует несколько разновидностей таких обществ, которые необходимо учитывать при регистрации НКО.

Об этом мы и поговорим далее.

Основные виды и формы НКО

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Кто может стать учредителем НКО?

Учредителями некоммерческих организаций могут быть:

  • физические лица граждане РФ или юридические лица;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ (кроме случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством).

Кто не может быть учредителем и участником НКО?

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

  • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
  • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
  • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
  • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

Регистрация НКО: пошаговая инструкция

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.

Определение направления и целей работы

Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

Определение юридического адреса

По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

Подготовка уставной документации

Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Подготовка заявления

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Оплата государственной пошлины за регистрацию НКО

По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. По законодательству предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Размеры госпошлины за регистрацию НКО

  • Некоммерческие организации — 4000 рублей
  • Политические партии и региональные отделения политических партий — 3500 рублей
  • Общероссийский общественные организации инвалидов — 1400 рублей
  • Внесение данных в госреестр саморегулируемых организаций — 6500 рублей

Перечень необходимых документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.
  • данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия)
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

Подача документов и следующие шаги

Последующие шаги выглядят так:

  • Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе. Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
  • Получение свидетельства.
  • Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.
  • Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.
  • Изготовление печати.
  • Открытие счета. Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.

Сроки принятия решения

Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней.

Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.

После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу  (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На основании полученных данных в течение 5 рабочих дней сведения о новом НКО вносятся в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС сообщает об этом в Минюст, который в свою очередь не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации его некоммерческой организации.

Причины отказа

Самые распространенные причины, по которым может быть отказано в регистрации НКО:

  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием
  • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан
  • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган
  • если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом
  • в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.

Что делать в случае отказа

В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не запрещает повторно подавать документы для госрегистрации при условии, что устранены основания, вызвавшие отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особенности регистрации АНО (автономной некоммерческой организации)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Особенности перерегистрации некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными.

НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.

Источник: //sposob-zarabotat.ru/registratsiya-nko-nekommercheskoy-organizatsii/

Учредители(участники,члены) некоммерческойорганизации

Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?

1.2.Учредители(участники,члены) некоммерческойорганизации.

В соответствиисо ст. 15 Законао некоммерческихорганизацияхучредителями некоммерческойорганизациимогут выступатьграждане и(или) юридическиелица. Такимобразом, учредителями,в зависимостиот ее организационно-правовойформы, могутбыть: а) толькограждане (гражданин);б) только юридическиелица (юридическоелицо); в) одновременнограждане (гражданин)и юридическиелица (юридическоелицо).

Число учредителейнекоммерческойорганизации,по общему правилу,действующемув отношениивсех некоммерческихорганизаций,регулируемыхЗаконом, неограничено.В то же времяспециальныеправила обучредителяхотдельных видовнекоммерческихорганизацийсодержатсяв законах,регулирующихотдельные видытаких организаций.В этих законахв ряде случаевчисло учредителейограничиваетсяопределеннымипределами.

Для того,чтобы бытьсубъектомгражданскихправоотношений,в т.ч. участвоватьв созданииюридическихлиц, гражданиндолжен бытьспособен реализоватьэто право, т.е.«своими действиямиприобретатьи осуществлятьобязанностии исполнятьих»1.

Поэтому учредителяминекоммерческихорганизациймогут бытьтолько дееспособныеграждане, т.е.

те, которые всостояниисамостоятельносовершатьюридическиедействия, заключатьсделки и исполнятьих, приобретатьимущество,владеть ипользоватьсяи распоряжатьсяим, заниматьсяпредпринимательскойи иной не запрещеннойдеятельностью,отвечать запричинениевреда другомулицу и т.п.2.

По общемуправилу, гражданскаядееспособностьвоз­никаетв полном объемепо достижении18-летнего воз­раста.

Однако, в случае,когда закономдопускаетсявсту­плениев брак до достижения18 лет, гражданин,не до­стигший18-летнего возраста,приобретаетдееспособностьв полном объемесо временивступленияв брак.

Приобретен­наяв результатезаключениябрака дееспособностьсохра­няетсяв полном объемеи в случаерасторжениябрака до достижения18 лет.

Таким образом,учредителемнекоммерческойоргани­зацииможет бытьгражданин,достигший18 лет иливсту­пившийв брак ранееэтого возраста,а также несовершен­нолетнийс 16лет с учетомправил, установленныхГК РФ3.

Следует,однако, иметьв виду, что законамио некоммерческихорганизацияхданное правиломожет бытьогра­ниченоили изменено.Например,учредителями,членами и участникамиобщественныхобъединениймогут бытьграждане, достигшие18 лет4,если иное неустановленозаконодательствомоб общественныхобъединениях(т.е. ФЗ «Об общественныхобъединениях»и законами оботдельных видахобщественныхобъединений).

Законодательствоо потребительскойкооперацииприменительнок регулируемымим некоммерческиморганиза­циямдопускает, чтоучредителямипотребительскогооб­щества могутбыть граждане,достигшие16-летнего воз­раста,и (или) юридическиелица. При этомчисло учредителейне должно бытьменее пятиграждан и (или)трех юридическихлиц1.

Гражданене вправе выступатьучредителяминеком­мерческихорганизаций,организационно-правоваяформа которыхне допускаетучастия в нихфизическихлиц (например,ассоциациии союзы юридическихлиц).

По общемуправилу, юридическоелицо может бытьУчредителемнекоммерческойорганизациив силу своейправоспособности2,возникающейс мо­ментагосударственнойрегистрациисоответствующегоюридическоголица.

Ограниченияна участиеюридическихлиц в некоммерческихорганизацияхв качестве ихучреди­телейобусловленыорганизационно-правовойформой соот­ветствующихнекоммерческихорганизацийи нормами законовоб отдельныхих видах.

Например,местная религи­ознаяорганизацияможет бытьучрежденатолько гражданами3.

В качествеучредителейобщественногообъединениямогут выступатьне любые юридическиелица, а лишьте, которыесами являютсяобщественнымиобъ­единениями4.

Законы онекоммерческихорганизацияхконкретизи­руютобщие нормыст. 15Закона «Онекоммерческихорганизациях»,определяя кругвозмож­ныхучредителейорганизацийсоответствующихвидов.

Так, согласност. 18ФЗ «Об общественныхобъединени­ях»общественныеобъединениясоздаются поинициативеих учредителей- не менеетрех физическихлиц. Количе­ствоучредителейдля созданияполитическихпартий, профессиональныхсоюзов устанавливаетсязаконами обуказанных видахобщественныхобъединений.В состав уч­редителейнаряду с физическимилицами могутвходить юридическиелица -общественныеобъединения.

ФЗ «Об общественныхобъединениях»различаетучредителей,членов и участниковобщественныхобъеди­нений1.

Так, учредителямиобщественногообъединенияпризнаютсяфизическиелица и юридическиелица -обще­ственныеобъединения,созвавшие съезд(конференцию)или общее собрание,на которомпринимаетсяустав обще­ственногообъединения,формируютсяего руководящиеи контрольно-ревизионныйорганы. Учредителиобщественно­гообъединения- физическиеи юридическиелица -имеют равныеправа и несутравные обязанности2.

«Членамиобщественногообъединенияявляются физи­ческиелица и юридическиелица -общественныеобъеди­нения,чья заинтересованностьв совместномрешении за­дачданного объединенияв соответствиис нормами егоустава оформляетсясоответствующимииндивидуальнымизаявлениямиили документами,позволяющимиучитыватьколичествочленов общественногообъединенияв целях обеспеченияих равноправиякак членовданного объедине­ния.Члены общественногообъединения- физическиеи юридическиелица -имеют равныеправа и несутравные обязанности»3.

Участникамиобщественногообъединенияявляются физическиелица и юридическиелица -общественныеобъединения,выразившиеподдержку целямданного объ­единенияи (или) его конкретнымакциям, принимающиеучастие в егодеятельностибез обязательногооформленияусловий своегоучастия, еслииное не предусмотреноуста­вом4.

Статья19 ФЗ «Обобщественныхобъединениях»пред­усматриваетспециальныетребования,предъявляемыек учредителям,членам и участникамобщественныхобъеди­нений.Учредителями,членами и участникамиобществен­ныхобъединениймогут бытьграждане, достигшие18 лет, июридическиелица -общественныеобъединения,если иное неустановленоуказаннымфедеральнымзаконом и законамиоб отдельныхвидах общественныхобъединений.

Иностранныеграждане и лицабез гражданстванарав­не сгражданамиРоссийскойФедерации могутбыть учре­дителями,членами и участникамиобщественныхобъеди­нений,за исключениемслучаев, установленныхфедераль­нымизаконами илимеждународнымидоговорамиРоссий­скойФедерации.

Что касаетсязаконодательствао религиозныхорганизациях1,то оно предусматривает,что учредителямиместной религиознойорганизациимогут быть неменее десятиграждан Россий­скойФедерации,объединенныхв религиознуюгруппу, у которойимеется подтверждениеее существованияна дан­нойтерриториина протяжениине менее пятнадцатилет, выданноеорганами местногосамоуправления,или под­тверждениео вхождениив структуруцентрализованнойрелигиознойорганизациитого же вероисповедания,выдан­ноеуказаннойорганизацией.

Централизованныерелигиозныеорганизацииобразу­ютсяпри наличиине менее трехместных религиозныхорганизацийодного вероисповеданияв соответствиис соб­ственнымиустановлениямирелигиозныхорганизаций,если такиеустановленияне противоречатзакону2.

Федеральныйзакон «О негосударственныхпенсионныхфондах»3устанавливает,что учредителями(учре­дителем)негосударственногопенсионногофонда могутбыть юридическиеи физическиелица, не предъявляяк указаннымлицам специальныхтребований4.

Учредителем(учредителями)образовательногоучреж­дения,согласно ЗаконаРФ «Об образовании»1,могут быть:органы государственнойвласти, органыместногоса­моуправления;отечественныеи иностранныеорганизациивсех формсобственности,их объединения(ассоциациии союзы); отечественныеи иностранныеобщественныеи частные фонды;общественныеи религиозныеорганизации(объединения),зарегистрированныена территорииРоссий­скойФедерации;граждане РоссийскойФедерации иино­странныеграждане2.Допускаетсясовместноеучредитель­ствообразовательныхучреждений.

Учредителемспециальногоучебно-воспитательногоуч­реждениязакрытого типадля детей иподростковс девиантным(общественноопасным) поведениеммогут бытьтолько федеральныеорганы исполнительнойвласти и (или)органы исполнительнойвласти субъектовРоссийскойФедерации3.

Некоммерческаяорганизацияможет бытьучреждена одним лицом, за исключениемслучаев учреждениянекоммерческихпартнерств,ассоциаций(союзов) и иныхслучаев,предусмотренныхзаконодательством4.

Законодательствоо потребительскойкооперациине допускаетучрежденияпотребительскогообщества однимлицом. При учреждениитакой некоммерческойорганизациичисло граждан-учредителейне должно бытьменее пяти, аесли потребительскоеобщество учреждаетсяс участиемюридическихлиц, то их неможет бытьменее трех5.

Если некоммерческаяорганизацияучреждена однимлицом, то данноелицо становитсяи ее единственнымучастником,что, однако, неисключает вдальнейшемвозможностиприема третьихлиц в составучастниковнекоммерческойорганизациис соблюдениемправил, установленныхзаконодательствомо соответствующихразновидностяхнекоммерческихорганизацийи учредительнымидокументами.

Учредительные документы некоммерческих организаций.

Общие правилаоб учредительныхдокументахнекоммерческихорганизацийустановленыв Законе онекоммерческихорганизациях1.Виды учредительныхдокументов,на основаниикоторых действуютте или иныенекоммерческиеорганизации,определяетсяв зависимостиот их организационно-правовой формы.

Общественныеи религиозныеорганизации,фонды, некоммерческиепартнерстваи автономныенекоммерческиеорганизации,по общему правилу,должны иметьтолько одинучредительныйдокумент –устав. Однаконекоммерческиепартнерстваи автономныенекоммерческиеорганизациимогут действоватьи на основаниидвух учредительныхдокументов– устава иучредительногодоговора.

Объединенияюридическихлиц (ассоциациии союзы) осуществляютсвою деятельностьв соответствиис двумя учредительнымидокументами– уставом иучредительнымдоговором.

Обращу внимание, Гражданскийкодекс устанавливает,что юридическиелица действуютна основанииУстава, либоУчредительногодоговора иУстава, либотолько Учредительногодоговора2.

В случаях,предусмотренныхзаконом, юридическоелицо, не являющеесякоммерческойорганизацией,может действоватьна основании

общего положенияоб организацияхданного вида1.Например,министерствообразованияможет утвердитьтиповое Положениеоб образовательнойшколе в качественекоммерческойорганизации.В учредительныхдокументахнекоммерческихорганизацийдолжны определятьсянаименованиеюридическоголица, место егонахождения,порядок управлениядеятельностью,предмет и целидеятельности2.Если к учредительным

документамданной организацииотносится такжеи Учредительныйдоговор, то ондолжен содержатьсведения опорядке совместнойдеятельностипо созданиюорганизации,условиях передачиее имуществаи её участияв деятельностиорганизации.Кроме того,среди учредительныхдокументовзаконодательуказывает:заявление спросьбой орегистрациии протоколобщего собранияучредителей,а для общественныхи религиозныхорганизацийсписок учредителейи руководящихорганов.

Требованияучредительныхдокументовнекоммерческойорганизацииобязательныдля исполнениясамой некоммерческойорганизацией,ее учредителями(участниками).

Обязательныетребованияк учредительнымдокументамнекоммерческихорганизацийопределяютсяв соответствиисо ст. 52 ГК РФ,ст.14 и другимиЗакона о некоммерческихорганизациях,а также в соответствиис законами оботдельных видахнекоммерческихорганизаций.

Например,Закон «Обобщественныхобъединениях»дает следующийперечень положений,которые должныбыть закрепленыв уставе общественногообъединения:название; целии организационно-правоваяформа; структураобщественногообъединения;территория,в пределахкоторой объединениеосуществляетсвою деятельность;условия и порядокприема в членыобщественногообъединения,выхода из него,когда оно имеетфиксированноечленство; праваи обязанностичленов (участников);компетенцию,порядок образованияруководящихорганов, срокиполномочийруководящихорганов общественногообъединенияи его организаций;источникиобразованиясредств и иногоимуществаобщественногообъединенияи его организаций;порядок внесенияизменений идополненийв устав; порядокпрекращениядеятельности1.

Закон устанавливаеттак же, что вуставе могутсодержатьсяи другие

положения,относящиесяк деятельностиобщественногообъединения2.

Устав фондадолжен содержать:наименованиефонда, включающееслово «фонд»;сведения оцелях фонда;указания обего органах,в том числе оПопечительскомСовете, осуществляющемнадзор задеятельностьюфонда; о порядкеназначениядолжностныхлиц фонда и ихосвобождения;о месте нахожденияфонда; о судьбеимущества вслучае ликвидациифонда3.

Практическоезначение имеетвопрос о распределениеминформациимежду уставоми учредительнымдоговором втех случаях,когда учредителинекоммерческойорганизацииобязаны иливправе заключитьтакой договор.

Практикасвидетельствует,что в учредительныхдокументахюридическихлиц наблюдаются дублированиеи смещениеинформации4.Нужно иметьввиду, что в п.2 ст.52 ГК РФ и второмабзаце п. 3 ст.

14 Закона о некоммерческихорганизацияхчетко определенминимум информации,которая должнасодержатьсяв учредительномдоговоре.

Изменения,внесенные вучредительныедокументынекоммерческойорганизации,подлежатгосударственнойрегистрациии вступают всилу с моментаих государственнойрегистрации5.

Для некоммерческихорганизацийЗакон специальнойнормой ограничиваетприменениеправил ГК РФо том, что внекоторыхслучаях измененияучредительныхдокументовюридическоголица могутвступать в силуне с моментаих государственнойрегистрации,а с моментауведомленияоб этих измененияхрегистрирующегооргана.

… сообществ может влиять на государственную власть и не дать ей в очередной раз превратится во власть ради власти. Глава 2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности понятия организационно-правовой формы юридического лица не закреплено на законодательном уровне. Однако оно активно используется законодателем и, видимо, отнесено им к категории …

… не ограничены какой-либо определенной сферой, как это предусмотрено Законом о профсоюзах в случае осуществления контрольных функций органами исполнительной власти.[40] 3.

Административно-правовой статус благотворительных организаций.

Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений может быть урегулирована в специальных законах. …

… смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.[1.1, c. 432] 1.3 Правовое положение некоммерческой организации Согласно ст.52 ГК РФ: 1) Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в …

… по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу).

В связи с этим представляется целесообразным и возможным полностью урегулировать в гражданском кодексе статус некоммерческих организаций как юридических лиц, сохранив в отдельных законах лишь отсылки к нормам ГК РФ. При этом ГК РФ должен закрепить сравнительно небольшое число основных форм таких юридических лиц, …

Источник: //www.KazEdu.kz/referat/35148/3

Учредители и устав общественной организации

Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Учредители и устав общественной организации

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств.

Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.

Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.

Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.

Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация – это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе – духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество

Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например – общественных движений.

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.

Документ в обязательном порядке должен выражать:

  • заинтересованность в деятельности организации;
  • согласие с ее целями и предписаниями устава;
  • готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.

Права членов общественных организаций:

  • знать о ее деятельности;
  • участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
  • избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
  • оспаривать правомерность действий администрации;
  • требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.

Перечень обязательств:

  • уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
  • участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
  • воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
  • участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
  • нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.

Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

Исходя из содержания определения общественных объединений, их членами/участниками не могут быть коммерческие структуры и любые другие организации, не являющиеся общественными объединениями.

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской – 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ). Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение – следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК – только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata – иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

  • потенциально возможных видах деятельности, в том числе – связанных с получением прибыли;
  • праве принимать/совершать пожертвования;
  • возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
  • праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
  • символике, если планируется ее использование.

Добрый день. Может ли физ лицо войти в общественную нко в состав учредителей? Или же просто как член ?

Евгения14.08.2019 06:05

Евгения14.08.2019 09:26

Может, вы, сможете тогда объяснить, почему в юстиции говорят что в общественную организацию нельзя входить в состав учредителей, а выход из возможен? В каком законе это прописано?

Нельзя входить, потому  что учредитель это тот, кто учреждает организацию, после того, как она уже была учреждена , стать учредителем физически невозможно)

А про выход:

Источник: //advokat-malov.ru/yur.-lica/uchrediteli-i-ustav-obshhestvennoj-organizacii.html

Учредители НКО и участники НКО. Кто это и почему это разные понятия?

Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?

Если развернуто отвечать на этот вопрос, получится сложно и запутанно. Сначала дадим обобщенный ответ, который даст общее представление. 

Как правило, учредители НКО создают некоммерческую организацию и формируют её первичное имущество, не путать с уставным капиталом. На этом функция учредителей заканчивается.

Еще на этапе регистрации НКО, учредители определяют порядок формирования органов управления, которые формируются из состава учредителей. Так появляются участники НКО и органы управления, в которые они входят.

В дальнейшем состав участников или членов НКО может меняться, может измениться состав органов управления. То, что некоторые из участников НКО были учредителями, в дальнейшем не дает им дополнительных привилегий или прав.

Но из любых правил есть исключения, особенности и точные определения. Разберем каждое!

Учредители некоммерческой организации, в зависимости от организационно-правовой формы, должны быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Выступать учредителями некоммерческой организации могут как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица и без гражданства, законно находящиеся на территории РФ.

Ограничения при учреждении НКО к учредителям применяется в том случае, если физическое лицо находится не законно на территории РФ, если его пребывание на территории РФ нежелательно, есть решение суда об участии лица в незаконной деятельности.

Важно! В законе о некоммерческих организациях очень много организационно — правовых форм, которые имеют свои особенности, в том числе при учреждении организации, а в некоторых формах НКО к учредителям предъявляются ряд требований, например:
1.

создавать общественную организацию могут только физические лица и (или) общественные организации;
2. коллегию адвокатов и адвокатское бюро могут создавать только адвокаты имеющие стаж не менее 5 лет;
3. национальную культурную автономию могут учреждать только лица, проживающие в одном муниципальном округе;
4. в частном учреждении вообще не допускается совместное учреждение, учредитель в ЧУ может быть только один.
 

В зависимости от организационно правовой формы у учредителей разные права и обязанности, в некоторых организациях учредители только создают НКО, а в некоторых принимают активное участие в ее деятельности, так:
1.

Учредители в Фонде — инициативная группа лиц, которые после государственной регистрации передают права на управление фонда в высший коллегиальный орган управления, это может быть Совет или Президиум.

Учредители могут войти в состав любого органа Фонда, участвовать в мероприятиях проводимых Фондом, осуществлять пожертвования на цели фонда, а так же выступить инициатором ликвидации Фонда, если его цели не могут реализовываться.
2.

Учредители в организациях, основанных на членстве – ассоциациях, союзах, коллегиях адвокатах, общественных объединениях после государственной регистрации автоматически становятся членами таких организациях, имеют равные права и обязанностями с вновь вступившими в организацию членами. Соответственно, они не имеют никаких привилегий.

Они на равных правах со всеми членами принимают важные решения для организации:
утверждают устав
определяют основные направления деятельности организации
утверждают финансовую смету
избирают органы управления и могут быть избраны в них.
3.

Учредители в автономной некоммерческой организации имеют право оставить все бразды правления у себя в руках, при этом не получая прибыль от деятельности организации. Но могут и предать часть полномочий в сформированный ими же коллегиальный орган управления, в который также могут войти.

В любом случае учредители в автономной некоммерческой организации это высший орган, который управляет созданной ими организацией в рамках утвержденного устава АНО и в любом случае они назначают руководителя, формируют другие органы управления, контролируют деятельность АНО.
4.

И только в одной организационно правовой форме некоммерческой организации — в Частном учреждении учредитель на законных основаниях управляет созданной им организацией, наделяет его имуществом, в полной мере осуществляет управление и контроль его деятельностью, получает доход от осуществляемой деятельности. Особенностью Частного учреждения является то, что в соответствии с законодательством РФ, учредитель имеет право создавать его единолично. Ранее в частных учреждениях, созданных до 1 сентября 2014 года допускалось совместное учреждение, но после вступления в силу 99 ФЗ Частные учреждения, в составе которых два и более учредителя обязаны преобразоваться в автономную некоммерческую организацию или принять решение о его ликвидации.

Практически во всех формах НКО, за исключением частного учреждения, учредители имеют право добровольно выйти из состава учредителей созданной ими организацией, а в таких формах как Фонд и Автономная некоммерческая организация Минюстом допускается вход новых учредителей в уже созданную организацию, но с согласия всех остальных учредителей.

Самый частый вопрос, поступающий в нашу организацию: — какая ответственность у учредителей некоммерческой организации? Во всех формах НКО, опять же за исключением Частного учреждения, учредители не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Источник: //reg-nko.ru/sub/Uchrediteli_NKO

Статья 15. Учредители некоммерческой организации | ГАРАНТ

Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

1.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

1.2. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов;

Пункт 1.2 дополнен подпунктом 6 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 407-ФЗ

6) организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до отмены такого решения.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2-1

1.2-1.

Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:

1) Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

2) субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Федеральным законом от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3

3.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.

Федеральным законом от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.

Источник: //base.garant.ru/10105879/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

ЗаконностьЗдесь