Как можно участвовать в общем собрании участников общественной организации?

Особенности управления в общественной организации

Как можно участвовать в общем собрании участников общественной организации?
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Особенности управления в общественной организации

Структура органов управления, понятие компетенции высшего органа общественных организаций.

Общественная организация – юридическое лицо, целью деятельности которого является достижение задач, связанных с духовной, образовательной, культурной, политической, религиозной сферами жизни. Организация является добровольным, некоммерческим объединением, созданным, согласно законодательными нормам.

Правовые основы регулирования деятельности общественной организации изложены в нормах Конституции, гражданском законодательстве, законах федерального значения, нормативно-правовых актах.

Для формирования общественной организации необходимо составить Устав, в котором будут указаны основные цели и задачи деятельности юридического лица.

Согласно нормам гражданского законодательства, высшим органом в некоммерческой организации является собрание участников. Если общественная организация имеет в составе более 100 участников, то высшим органом может быть коллегиальный орган – съезд, конференция.

Нормы, определяющие структуру общественной организации, являются общими для корпораций и общественных организаций (статья 65.3 Гражданского кодекса). Если речь идет о политических партиях, то главным органом власти юридического лица является съезд.

Вопросы, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти общественной организации не могут быть переданы другим органам.

Данное правило действует даже в том случае, когда все представители высшего органа единогласно голосуют за передачу данных компетентностей.

Структура органов власти юридического лица определяется на собрании участников при составлении Устава юридического лица – обязательного документа, который предоставляется в органы регистрации при официальном внесении общественной организации в Единый реестр.

Обязательным считается наличие единого исполнительного органа (президент, председатель).

Дополнительно могут быть назначены коллегиальные исполнительные органы – правление президиум.

Компетенция высшего органа общественной организации

В вопросы компетенции высшего органа власти в общественной организации входят проблемы регуляции деятельности, преобразований, ликвидации юридического лица, контроль отчетности, прием новых членов и прочие вопросы, которые изложены в нормах гражданского законодательства.

Исключительная компетенция собрания участников или коллегиального органа управления распространяется на такие проблемы:

  • Определение ключевых вопросов деятельности и управления сообщества.
  • Утверждение уставной документации.
  • Формирование других органов власти юридического лица.
  • Изложение и утверждение порядка приема в организацию.
  • Изучение и утверждение отчетов о деятельности организации.
  • Принятие решения, относительно преобразований или ликвидации юридического лица.
  • Формирование других юридических лиц, принятие решения об участии в образовании других юридических лиц.
  • Формирование филиалов.
  • Создание ревизионной комиссии.

Согласно закону, проблемы управления, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти, и определены законодательно, не могут быть переданы другим органам власти, даже, если собрание единогласно приняло решение о передаче данных полномочий.

Дополнительные вопросы, которые должен решать высший орган власти, могут быть изложены в Уставе юридического лица. Если компетенция в области организации и управления высшего органа власти фиксируются только Уставом организации, они могут быть переданы другим органам власти по решению собрания, поскольку закон не определяет их как вопросы исключительной компетенции высшего органа.

Дополнительные проблемы, которые может решать высший орган власти, касаются организации внесения членских взносов, особенностей деятельности юридического лица, времени проведения собраний и другие, которые не противоречат нормам закона и нарушают права участников организации и третьих лиц.

Основания для досрочного прекращения полномочий органа общественной организации

Согласно закону, органы общественной организации могут прекратить свою деятельность по ряду оснований.

Поводом для прекращения деятельности может служить решение высшего органа, уполномоченного принимать подобные решения на основании веских причин.

Досрочное прекращение полномочий органов может быть осуществлено только на основании положений Устава юридического лица.

Вескими основаниями для прекращения деятельности являются:

  • Нарушение обязанностей органа юридического лица.
  • Неспособность вести дела и решать задачи, которые возложены на данный орган.
  • Нарушение норм Устава.

Также основаниями для прекращения деятельности могут послужить другие причины, признанные собранием участников сообщества достаточно вескими.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях», порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Обязательно ли в тексте Устава общественной организации прописывать порядок и размер членских взносов? Или в Уставе можно прописать отсылку, что размер и порядок сбора вступительных и членских взносов определяется Общим собранием Организации?

Екатерина28.05.2019 07:57

добрый день.

рекомендуемая формулировка — «в Локально-нормативном Акте, утверждаемом Общим собранием», однако необходимо понимать, что данный акт в организации должен быть принят

Федорова Любовь Петровна05.06.2019 14:50

Задать дополнительный вопрос

согласен с коллегой.

Сайботалов Вадим Владимирович05.06.2019 16:00

Задать дополнительный вопрос

Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» участником (членом) молодежной общественной организации может быть лицо, достигшее 14 лет. Но может ли 14-летний гражданин занимать руководящую должность в молодежной общественной организации? Например, быть избранным в Правление организации.

Екатерина28.05.2019 07:43

Здравствуйте. Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

В соответствии со ст.

6 ФЗ «Об общественных объединениях» Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Коленская Светлана Александровна19.06.2019 21:27

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте. Согласна с мнением коллеги.

Дубровина Светлана Борисовна20.06.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: //advokat-malov.ru/yur.-lica/osobennosti-upravleniya-v-obshhestvennoj-organizacii.html

Как создать общественную организацию? Пошаговая инструкция

Как можно участвовать в общем собрании участников общественной организации?

Современное демократическое, правовое, социально ориентированное государство, каким согласно Конституции является Россия, немыслимо без наличия в его составе разнообразных институтов гражданского общества. Распространенными формами являются общественные организации, которые по своему статусу сходны с другими видами социально ориентированных некоммерческих организаций.

Как ни странно, легче всего создать общественную организацию гражданам.В российском законодательстве только три вида организаций для своей деятельности не требуют наличия статуса юридического лица. Это:

• органы государственной власти и местного самоуправления;• представительства и филиалы юридических лиц;• общественные объединения (кроме профсоюзов и политических партий).

Если у вас появилась какая-то интересная идея, проект или необходимость решения какой-то острой социальной проблемы, например, оформить родительский комитет, клуб по интересам, детское или молодежное объединение, то можно действовать одному, можно объединить вокруг себя сторонников на неформальной основе.

Но в наше бюрократическое время имеет смысл создать общественную организацию, чтобы выступать в публичных правоотношениях в более весомом виде. От одного человека бюрократ может легко отмахнуться, да и гражданам защищать свои права в суде накладно – необходимо платить за каждого государственную пошлину.

От требований общественной организации избавиться сложнее, да и в суде она от уплаты пошлин освобождена.

Что такое общественное объединениеПод общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право создавать гражданами общественные объединения закреплено в основном законе страны – Конституции. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Основным профильным правовым актом в данной сфере является федеральный закон от 19.05.1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном вышеуказанным федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Таким образом, граждане имеют право создавать общественные объединения, которые начинают действовать без государственной регистрации.

Это очень удобно, если вы в своей деятельности собираетесь обойтись собственными средствами и не привлекать ресурсы сторонних людей и организаций, заниматься иной, приносящей доход деятельностью.

Можно проверить устойчивость направления деятельности, ее востребованность, а потом оформлять статус юридического лица.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности;2) проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;3) осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;4) выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Следует подчеркнуть, что для признания административной процессуальной правоспособности и дееспособности (правосубъектности) за организациями нет необходимости в наличии статуса юридического лица, поскольку последний является основанием для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Правовое положение организаций в административных и иных публичных правоотношениях определяется их статусом как субъекта публичного права.

С какого момента общественная организация считается созданной? С момента проведения учредительного собрания (о чем свидетельствует подписанный председателем и секретарем собрания протокол) и утверждения устава общественного объединения (его надо подготовить заранее).

Устав общественного объединенияУстав общественного объединения должен предусматривать:

1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;2) структуру общественного объединения, руководящий и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

В случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

При выборе целей объединения необходимо помнить, что ст.

13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Лучше всего, если в уставе цели и направления деятельности будут содействовать достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются общественные объединения, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;4) охрана окружающей среды и защита животных;5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

В этом случае организация вправе рассчитывать на государственную поддержку после регистрации в качестве юридического лица. Также государством материальная поддержка оказывается общественным объединениям – исполнителям общественно полезных услуг.

Организационно-правовые формы общественных объединенийОбщественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

• общественная организация (предусматривает фиксированное членство);• общественное движение (не предусматривает фиксированного членства);• общественный фонд (необходимо наличие имущества);• общественное учреждение (также необходимо имущество);• орган общественной самодеятельности (создается по месту жительства, работы или учебы).

По территории деятельности общественные объединения бывают:• местные (в пределах муниципального образования),• региональные (на территории субъекта РФ),• межрегиональные (на территории менее половины субъектов РФ),• федеральные (на территории более половины субъектов РФ).

По возрасту членов и участников:• детские общественные объединения (членство с 10 лет),• молодежные общественные объединения (членство с 14 лет),• общественные объединения (членство с 18 лет).

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации.

В него подаются следующие документы:1) заявление по форме Р 11001, подписанное уполномоченным лицом;2) устав общественного объединения в трех экземплярах;3) выписка из протокола учредительного общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;4) сведения об учредителях;5) документ об уплате государственной пошлины;6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;7) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.

Регистрируем организацию. Пошаговая инструкция1. Устав общественного объединения необходимо напечатать в трех экземплярах: для Минюста, для Налоговой, для вас. Протокол учредительного собрания составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и секретарем собрания.

В протоколе не забудьте указать ответственного за подсчет . Устав и протокол прошиваются, нумеруются и удостоверяются подписью председателя собрания на последнем листе.2.

С подготовленным пакетом документов необходимо обратиться к нотариусу, который удостоверит подпись заявителя на заявлении по форме Р 11001. Второй экземпляр заявления подписывается заявителем самостоятельно.3. Оплачиваем государственную пошлину в размере 4000 руб.

, реквизиты для оплаты можно найти на сайте Министерства юстиции.4. Отправляемся лично в территориальный орган Министерства юстиции или отправляем пакет документов по почте.

Возможно, с первого раза вам не удастся зарегистрировать юридическое лицо, вам откажут в регистрации и укажут в ответном письме на допущенные в документах ошибки. Нужно все поправить и направить документы повторно. Иногда сотрудники Минюста сами звонят и просят внести незначительные исправления, тогда в регистрации официально не отказывают.

После регистрации Минюст передает документы в Налоговую, последняя самостоятельно регистрирует вашу организацию в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и органах статистики.

Свидетельства о регистрации выдаются в Министерстве юстиции, а фонды присылают свои свидетельства на юридический адрес организации.

Имея на руках документы о государственной регистрации, можно открывать в банке расчетные счета, изготавливать печати и начинать уставную деятельность.

_____________________

Спасибо что дочитали до материал до конца и поставили ЛАЙК.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5c8b6320b48e47217322e293/5c8b6b75f5198d00b2686bd8

Структура органов управления в общественной организации

Как можно участвовать в общем собрании участников общественной организации?

При работе общественных организаций взаимодействие между членами данной организации, с другими общественными институтами и, в частности, с государством — происходит не сама по себе.

Взаимодействие и сотрудничество предполагает наличие некоего субъективного фактора, который направляет общественную организацию в сторону тех целей, ради которых она создавалась.

Чем более многообразие общественной жизни принимает связанный и нацеленный на удовлетворение общественных проблем характер, тем более, эти процессы основываются на субъективной силе людей, их сознательном отношении к происходящему в обществе.

В силу специфики общественных организаций, их небольшого штата и организационной структуры, встает самый широкий набор задач, распределенных между органами общественной организации в соответствии с действующим законодательством.

Общественные организации приобретают свои права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, осуществляющие свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и утвержденным уставом организации.

Согласно законодательству Российской Федерации структура общественной организации состоит из следующих органов:

  • Высший орган управления — общее собрание членов.
  • К полномочиям общего собрания членов относится, например такие вопросы как:
  • внесение изменений в устав организации;
  • определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • выборы органов управления организации;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • принятие решений о реорганизации или ликвидации Организации;

Сразу отметим, что это одни из основных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов, и они не являются исчерпывающими.

Более того, поскольку, общее собрание членов– это высший орган управления общественной организации, то к его компетенции Вы можете отнести те вопросы, которые посчитаете нужными.

Далее структуру общественной организации составляет постоянно действующий  исполнительный орган – Правление (Совет, Президиум), который осуществляет свою деятельность в период между заседаниями общего собрания членов и проводит заседания в период того времени, которое Вы определите в уставе Вашей общественной организации. К компетенции данного органа можно отнести решение таких вопросов как:

  • выработка системы мер по реализации уставных целей Организации в рамках конкретных мероприятий и программ, осуществляемых Организацией или с ее участием;
  • созыв Общего собрания Организации, подготовка документов и материалов к Общему собранию Организации, утверждение повестки дня Общего собрания Организации;
  • организация выполнения решений, принятых Общим собранием Организации;
  • утверждение функциональных обязанностей каждого члена Президиума Организации.

Также законом об общественных объединениях определено, что в общественной организации должен быть такой орган как ревизор – это орган который, осуществляет контроль над финансово — хозяйственной деятельностью организации.

Руководитель на наш взгляд, это самая важная фигура в общественной организации поскольку на руководителе лежит сфера взаимодействия между организацией и общественностью.

Руководитель (Председатель, Президент, Директор) его специфика и содержание деятельности, место, которое он занимает в организации, определяют его ролевые позиции, реализация которых определяет успех деятельности и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы всей организации.

Место и роль руководителя в организации сводится к тому, что он:

  • организатор, пользующийся уважением в организации;
  • генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы;
  • администратор, способный воплощать цели организации в жизнь.

Руководитель общественной организации, как правило, осуществляет следующие полномочия:

  •  представляет интересы организации в различных российских, зарубежных организациях, органах государственной власти и местного самоуправления;
  • действует без доверенности от имени организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • представляет общему собранию членов организации отчет о деятельности организации;
  • принимает на работу и увольняет работников организации, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми штатными работниками Организации;
  • открывает и закрывает в банке счета Организации. 

Как отмечалось выше все полномочия руководящих органов общественной организации определяются на общем собрании членов и закрепляются в ее уставе.
Законом предусмотрено то, что руководителем (единоличным исполнительным органом) может быть несколько лиц.

Структура общественной организации выделяется не только спецификой своей деятельности, но имеет также некоторые особенности в организации этой деятельности.

Как правило, общественные организации практически не имеют штатную структуру, а привлекают добровольцев, то есть людей, по собственной инициативе работающих на безвозмездной основе или за символическую плату.

Источник: //reg-nko.ru/sub/Struktura_obschestvennoj_organizacii

Общественные объединения, виды, структура, регистрация

Как можно участвовать в общем собрании участников общественной организации?

  1.  В общественной организации предполагается обязательное членство.
  2. В общественном движении, общественном фонде, общественном учреждении и органе общественной самодеятельности отсутствует членство.
  3. Возможность  функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

    Общественное объединение считается созданным не с момента государственной регистрации, как другие некоммерческие организации, а с момента принятия (и документального оформления) решений о его создании, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов.

    С момента принятия указанных решений общественное объединение  осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица.

  4. Зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности.

    В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

    Общественное объединение  у которого в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно структурное подразделение, такое объединение признается международным общественным объединением.

  5. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  6. Структурные подразделения общероссийской общественной организации могут являться самостоятельными юридическими лицами.

Виды общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация.
  2. общественное движение.
  3. общественный фонд.
  4. общественное учреждение.
  5. орган общественной самодеятельности.
  6. политическая партия.

Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Основным отличием общественного движения от политической партии является то, что целью такого объединения является не только политические цели.

Общественное движение фактически является  формой, которая позволяет гражданам реализовать свои политические права, не прибегая к сложному механизму создания политической партии.

Отличие участников от членов общественного объединения строится на том факте, что участники в отличие от членов не оформляют своего участия в общественном объединении соответствующими документами, что, по сути, означает отсутствие фиксированного членства. Примеры общественных движений: движение казачества, движение «зеленых», движение за права женщин, движение ветеранов и т. д.

По общему правилу учредителями, членами и участниками общественных объединений (и организаций) могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских — достигшие 8 лет.

Недопустимо вовлекать в общественные объединения недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, в том числе малолетних и несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), гражданская дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность наступает по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным (статья 29 ГК РФ).

Ограниченно дееспособным является гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, и ограничен судом в дееспособности (статья 30 ГК РФ).

Участники (члены) общественных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

ИМУЩЕСТВО общественных объединений

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности: земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги,иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

Кроме того, в собственности общественных объединений (организаций) могут находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Таким образом, в собственности общественной организации могут находиться практически любые виды внеоборотных, оборотных материальных и финансовых активов и денежных средств, что обусловливает необходимость организации и ведения полноценного бухгалтерского учета.

Источники формирования имущества общественной организации перечислены в ст. 31 Закона N 82-ФЗ.

Такими источниками могут быть:

— вступительные и членские взносы;

— добровольные взносы и пожертвования;

— поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

— доходы от предпринимательской деятельности общественной организации;

— доходы от гражданско-правовых сделок;

— доходы от внешнеэкономической деятельности организации;

— другие, не запрещенные законом поступления.

Кроме того, ст.

17 Закона N 82-ФЗ предусмотрена возможность государственной поддержки общественных организаций, которая может выражаться не только в виде налоговых льгот, но и в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, установленном для государственного заказа.

Прием членских взносов общественными организациями, созданными для достижения уставных целей, не является приемом или выплатой денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и не требует применения ККТ.

 Взносы участников на достижение уставных целей общественного объединения, включая проведение его конкретных акций, в случае их соответствия требованиям Закона N 82-ФЗ, рассматриваются в качестве добровольной поддержки целям уставной деятельности этого общественного объединения.

Если взносы участников соответствуют требованиям Законов N 82-ФЗ и N 7-ФЗ и не являются доходами от ведения предпринимательской деятельности этой некоммерческой организацией, то в целях налогообложения прибыли такие взносы признаются целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и в соответствии со ст. 251 Кодекса не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации. Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ — 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения.
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ. Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение, деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта. Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов, зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения.

Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов — представителей данного региона.

Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей — не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Документы для государственной регистрации общественного объединения

Для государственной регистрации общественных объединений в органы юстиции подаются:

  1. заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  2. устав общественного объединения в трех экземплярах;
  3. выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
  4. сведения об учредителях;
  5. документ об уплате государственной пошлины;
  6. сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
  7. протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений — для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
  8. при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  9. заявление о включении общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Документы подаются в течение 3-х месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Исключение 1 месяц профсоюзная организация. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Срок рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации, не может превышать 28 дней с даты поступления документов на государственную регистрацию, политической партии (ее регионального отделения) — 20 дней, для иной некоммерческой организации — 14 рабочих дней.

При государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения — документы подаются в федеральный орган государственной регистрации.

При государственной регистрации межрегионального, регионального и местного общественного объединения — в территориальный федеральный орган государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Источник: //nco77.ru/public-obedinenie.html

Общее собрание крупной общественной организации

Как можно участвовать в общем собрании участников общественной организации?

При составлении уставов крупных общественных объединений перед юристами, которые этим занимаются, нередко возникает вопрос относительно того, как организовать общее собрание участников (членов) этой организации.

В частности, с такой проблемой столкнулся участник форума ЛІГАБізнесІнформ, которому предстояло составить устав для общественной организации, насчитывающей около 1000 членов.

Собрать всех их в одном помещении представляется малореальным (да и нецелесообразным), а потому стал вопрос о том, как в этом случае возможно принятие решений, отнесенных к компетенции общего собрания. Вариантов решения этой проблемы было предложено несколько.

Позиция 1. Стоит создать два уровня членства: обычный и привилегированный. При этом право голоса на общем собрании будут иметь только привилегированные члены общественной организации.

Но: – создание двухуровневого членства может быть непринято органами юстиции при регистрации такого устава, поскольку имеет черты дискриминации, нарушает принцип равных прав на участие в общественных организациях;

– в этом случае необходимы будут документы, подтверждающие, какой член в каком статусе пребывает, и определен порядок, при котором обычный член организации может стать привилегированным.

Позиция 2. Прописать в уставе право участия в общем собрании на основании доверенности. При этом один человек может представлять неограниченное количество доверителей. В таком случае можно будет собрать доверенности и проводить собрание даже с 5 людьми.

Но: проведение собраний на основании доверенности несет много хлопот, связанных с их оформлением.

Позиция 3. Можно пойти по многоуровневой системе выборов делегирования полномочий: рядовые члены избирают из своего состава десятников, десятники – сотников, а те и будут являть собою высший орган управления. Вопрос лишь в том, как именно будут подтверждаться такие полномочия (доверенностью, протоколами собраний членов и прочее).

Позиция 4. Установить кворум, при котором общее собрание будет считаться правомочным, на низком уровне. К примеру, пять и более членов. Ведь большинству членов все равно, какие решения принимает общее собрание. Их интересуют услуги, которые им оказываются.

Мнение «ПП»: Каждый из предложенных способов организации общего собрания имеет свои преимущества и недостатки, о некоторых из которых уже было упомянуто.

Вариант с двухуровневым членством, как было отмечено в Позиции 1, лишает части членов общественного объединения права на управление деятельностью общественного объединения. А это противоречит ч. 3 ст.

3 «Об общественных объединениях», согласно которой одним из принципов деятельности общественного объединения является самоуправление, предусматривающее право членов (участников) общественного объединения самостоятельно осуществлять управление деятельностью общественного объединения.

Конечно, этот принцип можно толковать и иначе. Например, указывая, что это означает лишь возможность членов организации самим, без постороннего вмешательства решать вопросы ее деятельности, а не право всех членов принимать участие в таком управлении.

Но проблемы с регистрацией устава, в котором двухуровневое членство предусмотрено именно в такой форме, вполне возможны.

Не годится, по нашему мнению, и вариант с чрезвычайно низким кворумом.

Никаких норм законодательства такой кворум не нарушает, поскольку порядок принятия решений управляющими органами общественного объединения определяется уставом и никаких особых норм на этот счет Закон «Об общественных объединениях» не содержит.

Но тут возможен ряд практических проблем. Во-первых, существенно повышаются риски с проведением нескольких альтернативных собраний, каждое из которых будет иметь кворум и, соответственно, сможет принимать решения, обязательные для членов организации.

Во-вторых, возможны ситуации, когда на общее собрание явятся вовсе не пять членов, а десятки, а то и сотни из них. В таком случае собрание все равно должно будет состояться (кворум ведь есть), но технически организовать его будет почти невозможно.

Схожая проблема может возникнуть и в случае, если собрания будут проводиться на основании доверенности: если многие члены откажутся выдавать доверенности и пожелают явиться на общее собрание самостоятельно, то могут возникнуть проблемы с их размещением.

Наиболее оптимальной системой организации общего собрания в крупных общественных организациях, по нашему мнению, является многоуровневая система выборов членов этого собрания.

Если организация имеет несколько местных ячеек (обособленных подразделений в терминологии, использованной в Законе «Об общественных объединениях»), то было бы логично, чтобы члены этих ячеек избирали по одному – двум представителям от себя для участия в работе высшего органа управления общественной организации (общего собрания). Если же таких ячеек нет, то можно создать их альтернативные варианты (секции, отделения, подъезды, группы и прочее), которые будут иметь статус не обособленного, а структурного подразделения общественной организации и проводить выборы участников общего собрания из состава членов организации, которые в них входят. Также эффективной может быть система с избранием десятников, сотников и прочих выборщиков участников высшего органа управления организацией.

Такая организация выборов требует значительно меньшего количества формальностей (вместо доверенностей полномочия выборщиков или участников высшего органа управления могут удостоверяться протоколом органов, от которых они были избраны), обеспечивает равенство прав всех членов объединения и активизирует участие этих членов в работе органов. При этом члены других руководящих органов управления могут как участвовать в выборах наравне со всеми, так и быть членами высшего органа управления общественной организации в силу занимаемой ими должности.

ВЫВОД:

Закон «Об общественных объединениях» предоставляет почти неограниченную свободу при выборе порядка и способов формирования высшего органа управления общественной организации и полномочности его проведения.

Поэтому выбор конкретного способа организации работы такого органа, в частности в крупной организации, зависит от целей деятельности организации, желания ее руководителей, а иногда немного и от позиции госрегистратора.

Наиболее оптимальным способом организации высшего органа управления крупной общественной организации, по нашему мнению, является система выбора членов этого органа участниками обособленных или структурных подразделений такой организации.

Источник: //propravo.in.ua/yurpraktika/varianty/198-obshhee-sobranie-krupnoj-obshhestvennoj-organizacii

ЗаконностьЗдесь