Имеет ли право учитель утверждать, что я не сдам экзамен?

Зачем учителя отговаривают школьников сдавать ЕГЭ · Город 812

Имеет ли право учитель утверждать, что я не сдам экзамен?

Все чаще слышу истории о том, как учителя отговаривают одиннадцатиклассников выбирать необязательный предмет для сдачи ЕГЭ. Потому что если выпускник сдаст ЕГЭ плохо, показатели школы упадут.

– Моего одноклассника учительница отговорила сдавать английский язык. Объясняла тем, что при такой школьной программе и при такой подготовке у него нет шанса сдать ЕГЭ на более-менее приличный балл. А меня саму очень убеждали не сдавать литературу, говоря о  проблемах с сочинениями, – рассказывает бывшая выпускница Александра Воронкова.

В итоге юноша английский сдавать не стал, лишив себя возможности поступать в вузы на специальности, где требуется ЕГЭ по иностранному языку. А девушка сдала литературу на 87 баллов, стала студенткой СПбГУ.

Бояться ОГЭ и ЕГЭ дети начинают уже в 6–7 классах.

– Не знаю, как буду сдавать математику на ЕГЭ, – говорит мне шестиклассница Рита. – Учителя говорят, что мы не сдадим экзамены. Думаю уйти из школы после 9 класса.

– Зачастую оценка подростком своих возможностей – это внешние оценки, то, что он слышит от учителей родителей и т.д. Детям бывает тяжело с завышенными ожиданиями родителей и учителей. Им кажется, что если они допустят ошибку на экзамене, это будет крах всей их жизни, – комментирует детский психолог Варвара Маркова.

– В нашей школе, кстати, очень пропагандировали среднее образование. Говорили: зачем вам нужно высшее? Сейчас у всех есть корочка. Зачем вам нужен этот ЕГЭ? – рассказывает Александра Воронкова.

– Бывало, учителя радовались, если кто-то отказывался от их предмета по выбору, – говорит другая выпускница Ксения Фролова.

Словом, ситуация вокруг ЕГЭ невротическая, школьникам непросто.

–  Всякий нормальный человек и всякий нормальный ребенок, конечно же, боится экзаменов. Ребенок думает, что ЕГЭ покажет, успешный он или не успешный, глупый или умный, поступит в вуз на бюджет или только на платное. Плюс к этому естественному страху добавляется давление со стороны родителей, которые переживают.

И даже те из них, кто прочитал в умных книжках о том, что ребенка нужно поддерживать, свой внутренний страх не всегда могут контролировать.

А тут еще добавляется рычаг давления от учителя: плохо сдашь – школу опозоришь, – говорит кандидат психологических наук, специалист в области психологии подростков, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ Татьяна Яничева.

– Хотя плюс ЕГЭ, который вижу я будучи преподавателем вуза, – это возросшие шансы поступить в ведущие вузы на бюджетные места для абитуриентов со всей страны: никогда не было такого количества иногородних, как за последние 5–6 лет. В этом смысле я считаю ЕГЭ позитивным с точки зрения социальной справедливости.

– Почему учителя запугивают детей? Во-первых, думаю, кто-то считает, что такой метод поможет подстегнуть, замотивировать ребенка учиться.

Во-вторых,  учителям бывает обидно, что у них возрастает нагрузка с количеством детей, выбравших их предмет, а зарплата при этом такая же, как и у коллег, предмет которых выбрали немногие ученики.

А учителя русского, например, загружены очень сильно, поскольку русский язык – обязательный экзамен, а если кто-то еще и литературу выберет, нагрузка многократно увеличивается, – рассказывает учитель русского языка и литературы Елена Смолякова.

Но главное – эффективность работы школы оценивают сегодня по результатам сданных выпускниками экзаменов.

– В моей школе учителя так и говорят родителям на собраниях: не снижайте школе средний балл, не выбирайте предмет, если не уверены, что ребенок его хорошо сдаст.  Впрочем, большинство родителей все равно настаивают на том, чтобы ребенок сдавал предмет и пробовал свои силы, – говорит выпускница Дарья Иванова.

– Если ребенок выбрал  предмет, пошел сдавать экзамен и его не сдал, учитель получает  серьезный выговор. Нас на всех августовских совещаниях сильно ругают, поэтому  учителя и стараются: «Ты не сдашь, не выбирай мой предмет, потому что я из-за этого получу неприятности».

Толстенные папки носим, чтобы отчитаться и доказать, что мы с этим плохо сдавшим ребенком и индивидуально занимались, и на уроке. У нас проводят внешнюю экспертизу. Даже тетради ксерокопировать приходится и сдавать в отдел образования, чтобы доказать, откуда эта отметка «два» взялась.  У меня в 2015 году мальчик заканчивал, сдавал литературу и набрал 64 балла, но он абсолютно не готовился.

Я и мать сколько раз в школу вызывала,  и ему что бы ни говорила – нет, не занимается подготовкой.  Конечно, он  никуда не поступил. Прошло месяца три или четыре, и от школы потребовали отчитаться, почему его показатель оказался на 2 балла меньше среднего по району, – говорит учитель русского языка и литературы Елена Смолякова.

– На мой взгляд, школе стало бы значительно проще выполнять свои задачи, если бы пункт об оценке работы губернатора и всех  госструктур по результатам того, как сдали ЕГЭ, убрали.

– Как можно результат ЕГЭ повышать, если это предмет по выбору? Можно учить хорошо, а это трудно – нужно обладать хорошими знаниями, педагогическими способностями, что не всегда есть в наличии. Проще  отговорить ребенка сдавать твой предмет.

Второй путь –  селекция детей. Сильных детей, способных  хорошо сдать ЕГЭ отправлять на экзамен, а тех, кто послабее, пугать недопуском. Это связано с тем, что учитель боится показать низкие результаты. Средний балл всех сдававших детей становится отражением его работы.

Что говорят этому учителю? Ты плохой, мы тебя премии лишим, аттестовывать не будем.

Конечно, учитель не заинтересован рисковать, отправляя на экзамен учеников, в успешной сдаче испытания которых он не уверен, – комментирует директор лицея № 590, доктор педагогических наук Алексей Каменский.

Другая сторона этой ситуации – дополнительная подготовка школьника к ЕГЭ. В одних школах, рассказывают родители, учителя этим заниматься не хотят – детей прямо отправляют к репетиторам. В других подтягиванием занимаются штатные учителя. Детям не всегда ловко от этого отказаться.

– У меня очень хорошие отношения с учительницей по русскому языку. Она пригласила меня в свою дополнительную группу по подготовке к ЕГЭ. Все, кто ходит в нее, оплачивают эти занятия дополнительно. У меня все хорошо с русским языком. Но я боюсь сказать учительнице, что больше не буду ходить на курсы, боюсь, что это отразится на моих отношениях с ней, –рассказывает  одиннадцатиклассница.

– Школьная программа не совсем соответствует ЕГЭ.

Например, у меня два одноклассника сдавали информатику, а большая часть экзамена по этому предмету состоит из программирования, а в школьной программе всего 11 уроков программирования.

  Этим мальчикам ничего не оставалось делать, как идти к репетитору. Правда, у нас очень хорошая учительница. Она готовила этих ребят бесплатно во внеурочное время, – говорит Александра Воронкова.

– Я в принципе не сторонник пугалок. Нужно на позитиве воспитывать, с радостью. Экзамен не является самоцелью. Сейчас сама идея высшего образования несколько меняется.

Если раньше образование можно было получить один раз и на всю жизнь, то сейчас это какой-то новый уровень развития человека.

А вообще, в учебе нужно даже не научить ребенка учиться, а заинтересовать его, заразить какой-то целью в жизни, – говорит Алексей Каменский.

Психологи советуют запугивания учителей не слушать. И смело идти на ЕГЭ.

– На  таком экзамене как ЕГЭ на первый план выходит психологическая готовность, стрессоустойчивость экзаменуемого и его способность актуализировать имеющиеся знания, способность собраться, – советует психолог Варвара Маркова. – В основном страх перед ЕГЭ – это не про знания, а про то, что я не умею справляться с эмоциями.

Наталья Орехова

Источник: //gorod-812.ru/zachem-uchitelya-otgovarivayut-shkolnikov-sdavat-ege/

Учителя должны добровольно проходить ЕГЭ, не стесняясь заявить о своем профессионализме

Имеет ли право учитель утверждать, что я не сдам экзамен?

Целый комплекс причин привел к тому, что качество подготовки школьных учителей сильно снизилось. Речь о совокупной ситуации постсоветского российского образования, которое в части подготовки профессионалов претерпело ряд не лучших изменений.

Это объективная реальность, связанная с тем, что в 90-е гг. ХХ в. и прежде всего какую-то часть начала 2000-х ситуация с материальным обеспечением и соответственно с зарплатами в системе общего образования была очень слабой.

Но был и позитивный фактор, в том смысле, что бюрократического давления было совсем немного, что позволило сконцентрировать сохранившиеся кадры и достичь очень интересных успехов.

Тогда из школы либо уходили, либо в нее не приходили, оставались реально сильные преподаватели, которые были готовы свои ресурсы вложить в работу.

Ситуация стала, по счастью, меняться именно в последнее время, когда изменили объем финансирования, и достаточно серьезно изменился уровень средней заработной платы. В результате мы получили ситуацию с крайне нестабильным уровнем кадров, точнее уровнем профессионализма. И это не явление нескольких лет, а более чем 20.

А значит, действительно, вопросы о требованиях переквалификации педагогов весьма и весьма серьезны.

Я надеюсь, что не в чистом виде разговор идет о том, чтобы вводить какие-то единые государственные экзамены для педагогов, а суть в том, когда-то это звучало как призыв, способен ли учитель сам написать ЕГЭ по своему предмету, по которому приходится сдавать ЕГЭ каждому выпускнику. В этом плане, это требование является минимально необходимым.

Совершенно точно могу сказать, что в ряде серьезных московских школ директора предлагают учителям написать один из вариантов ЕГЭ, посмотреть, насколько справляется учитель-предметник. По субъективному экспертному мнению директоров, справляются далеко не все и не всегда успешно. Это первый такой грубый фильтр, который позволяет проверить.

Если говорить о системе, то, конечно, надо искать более адекватные формы постепенного введения эффективной оценки качества подготовки кадров. Потому что, действительно, среди учителей далеко не все безукоризненно подготовлены и являются сильными как минимум в своем предмете.

Если добавить то обстоятельство, что современная школа столкнулась  с рядом вызовов, общих для современного поколения, таких как новые формы обучения, Интернет-пространства и другие альтернативы школе, то это еще серьезнее предъявляет требования к каждому конкретному педагогу.

В советское время была система аттестации, которая предполагала необходимость присутствия на открытых уроках представителей учебно-методических центров, разных контролирующих организаций и аттестацию раз в 5 лет.

В настоящий момент эта процедура весьма свободна, в Москве уж точно, процедура аттестации в большинстве школ дана на откуп самой школе, она сама отвечает за уровень своих педагогов. Видимо, исходя из этого, возникают такие инициативы.Еще одна извечная проблема школы — бюрократизация .

Если мы возьмем более глубокий исторический ракурс, то с ней боролись все годы существования школы как института. В настоящий момент, если говорить о Москве, то да, такая проблема существует, но с ней достаточно активно борются, в московском регионе есть реальная возможность эту ситуацию переломить, я бы даже сказал, что она переломлена.

Есть некий объем отчетности, который неизбежно у учителя возникает. Он связан с его планированием, с перечнем условных отчетных позиций, которые зафиксированы в разъяснительном письме департамента образования, и более которого спрашивать с учителя его работадатель в лице директора или завуча просто не имеет право.

На это письмо учителя могут ссылаться как на базовый нормативный документ. В регионах все по-разному складывается, но если говорить в целом, то получается так, что учителей сильно перегружают ненужной работой. Хотя не надо забывать, что нельзя оценивать ситуацию однотороннее.

Есть несчастный бедный учитель, которого перегрузили вместо того, чтобы ему заниматься делом. Существует и такая практика, что прежде учителя привыкли к ненапряжному труду, изменившиеся условия и задачи, которые поставила админстрация или администрации, вынуждают больше работать и включаться в новые процессы, участвовать в школьных мероприятиях.

Это, конечно, выводит учителя из прежнего состояния равновесия, он ощущает это давление.Если серьезно говорить о ЕГЭ, то уровень тревожности учительского сообщества высокий, это и понятно, это эпоха серьезных перемен.

Среди профессионалов, уверенных в собственных знаниях, я не вижу проблемы, но если речь идет не о ЕГЭ каком-то сложном, а об аналоговом экзамене, который сдают выпускники. Если учитель в состоянии с этим справиться, то это минимально необходимо.

А если говорить об этом как о процедуре, то я бы обсуждал поэтапное введение подобного инструмента, и на первом этапе просто о добровольности. Кто желает, может это сделать, более того, опубликовать результаты своих успехов в открытом доступе. Грубо говоря, по заявительному принципу, я готов подтвердить свой профессионализм и мне не стыдно его подтвердить. А остальные коллеги, которые не готовы, пусть объясняют почему.

30.10.2015

Антон Молев

  • 6 комментариев Родители должны быть в курсе проффесиональной компетенции педагогов своих детей Идея ввести ЕГЭ для учителей пришла не вчера, не позавчера, и не месяц назад. Она пришла достаточно давно, и мы неоднократно в экспертном узком сообществе людей, которые понимают в вопросах структуры, взаимодействия, в механизмах, обсуждали эту тему, в том числе с помощниками министра образования. Даже с бывшим министром Фурсенко мы ее проговаривали.Суть вопроса такова. К сожалению, качество нашего образования продолжает ухудшаться из года в год, это подтверждается теми действиями, которые предпринимают государственные контрольные надзорные органы, тот же Гособрнадзор, для того, чтобы как-то удержать планку. Они вынуждены ее снижать, по отдельным предметам она уже опустилась ниже плинтуса, даже о тройке речи не идет, двоечка с плюсом по некоторым предметам. Поруганное значение баллов для современной школы при сдаче ЕГЭ не годится совершенно. Мы понимаем, что, несмотря на достаточно серьезные вложения государственных бюджетных средств в последние годы, роста качества образования от этих вливаний не происходит. Там, конечно, масса причин, но одна из ключевых, на мой взгляд, низкое качество преподавания предметов, с чем напрямую связана низкая квалификация самих педагогов. Я знаю, что очень многие учителя на меня после этой инициативы обиделись, ополчились, что им не дверяют. Мы и детям своим не доверяем, контролируем их знания на выходе, а знания учеников напрямую зависят от квалификации преподавателя, это в любом случае производное знаний учителя. В массе своей ученики показывают низкие результаты. Абсолютно очевидный вывод – низкое качество преподавания, низкая квалификация преподавателя. А существующая аттестация во многом, к сожалению, проводится формально последние несколько десятков лет. Она превратилась в формальную процедуру, абсолютно закрытую. Учитель пришел. и просто за то, что он пришел, аттестацию почти и дали. Если он там где-то чего-то заполнил, никто и не знает, что он там заполнял. Родители не знают уровень квалификации педагогов, за редким исключением, когда сарафанное радио ведет к хорошему учителю, но таких у нас можно по пальцам персчитать. 30.10.2015
  • 30 комментариев Успех учителя не в идеальном знании своего предмета Я не могу однозначно поддержать эту инициативу ввести аттестационные ЕГЭ для учителей. Современная процедура аттестации педагогов содержит широкий круг проверок не только знаний по предмету, но и знаний педагогической компетенции, и это иногда важнее, чем собственно знание предмета. Поэтому, мне кажется, что в каких-то аспектах это очень опасная инициатива. На самом деле, эксперименты с учительскими ЕГЭ уже проводились в разных республиках. Знание своего предмета несомненнго надо включать в аттестацию, но это не значит, что по отношению к этому экзамену необходимы вот такие репрессивные меры, повышающие стресс педагогов.Сегодня задача педагогов организовать обучение детей, помочь им в освоении образовательной программы, а не быть экспертом в своем предмете. Да, многие дети не успевают и дополнительно занимаются за деньги со своими де школьными педагогами. Была предпринята попытка законодательно решить вопрос о запрете заниматься со своими учениками отдельно за деньги. Эта норма не прошла. Действительно, здесь есть спорный момент. Но само это явление свидетельствует не о плохом их знании предмета учителями, а именно от том, что в область коммерциализации выдавливается то, что педагоги обязаны делать в школе. Тот факт, что они хорошо сдадут ЕГЭ, будет только повышать их шансы на то, что они будут дополнительно заниматься за еще более высокие деньги со своими учениками после обязательных уроков.Дело в том, что если бы ЕГЭ для учителей было бы таким простым решением, то мы бы уже давно достигли высоких результатов. Дело  в том, что не предметная школа слабовата, у нас как раз высокие знания по предметам, а в том, что у нас нет других компетенций, которые позволяют справляться ученикам с решением задач, анализировать информацию, делать выводы, рассуждать, искать методы решения нестандартных задач. Это не просто знание предмеа, а то, что сегодня называют современным компетентностным подходом. Вот это надо помочь учителям освоить. Их результат не в том, чтобы они знали предмет, а в том, чтобы их ученики имели и устойчивые знания, и современную компетенцию продлжать учебу, быть ответственными, самостоятельными для формирования образовательной программы. От того, насколько хорошо учитель знает свой предмет, не самое главное зависит.  Суть учителя в его учениках, а не в его предмете, это не профессура высшей школы, которая действительно занимается научными исследованиями, двигает новые знания в своем предмете. 30.10.2015
  • 8 комментариев ЕГЭ для учителей не решит проблемы компетенции педагогов Я сдавал ЕГЭ, когда он был запущен в пробном режиме, мне было достаточно подготовки моих учителей, и тем, кто со мной учился, тоже, они все поступили в вузы, в том числе престижные вузы нашей страны. Мне не совсем понятно, почему все наши родители и чиновники,  закончившие школы, когда не было ЕГЭ, и когда советское образование считалось одним из лучших в мире, ратуют за ЕГЭ.  Что мы получаем в итоге? Многие заканчивают жизнь суицидом, так и не сдав ЕГЭ, многие отправляются в армию, их жизнь калечится. На сегодняшний день, я считаю, ЕГЭ неприменим в нашем обществе.На мой взгляд, введение ЕГЭ было оплеухой всему российскому образованию. Давайте расмсмторим цель его введения, оставив общепринятую «недоверие традиционному образованию». Что же на деле? Школы готовят учеников из года в год, а в результате нервный срыв еще неокрепшего юного человека, и даже попытки суицида, о чем нам не раз приходилось читать в СМИ. В советские времена ни о каком ЕГЭ и речи не было, зато по сей день вспоминаем одну из лучших методик образования в нашей стране великих ученых, врачей, юристов, педагогов, инженеров. Почему-то об этом забыли господа из министерства образования. Сами, получившие советское образование, додумались до ЕГЭ для учителей! Получается, что работает учитель из года в год, выпускает своих учеников и вдруг не сдал ЕГЭ, все, он уже не учитель. Он что эти годы выпускал некачественную продукцию? Так что ли? А что будет следующим шагом? Может, применим обратный закон? Возьмем и изымем аттестаты у несчатных учеников, проходивших обучение у учителей, проваливших ЕГЭ? Я глубоко убежден, что подобные меры подрывают наше образование.Необходимо другое, изначально готовить и выпускать в вузах хороших и грамотных специалистов, которым можно и нужно доверять воспитание и обучение наших детей, а не принимать кого попало на работу и устраивать ЕГЭ. Ученые должны не забывать о прекрасной методике советского образования, а не слепо перенимать и неумело копировать западные стереотипы, в том числе ЕГЭ. Он у нас не уживается, у нас другой менталитет, другие люди. 30.10.2015

Источник: //www.zakonia.ru/blog/267440/103272

Глава Рособрнадзора ответил на вопросы выпускников о ЕГЭ

Имеет ли право учитель утверждать, что я не сдам экзамен?

Российские школьники сдают ЕГЭ. На экзамены придут 640 тысяч человек. Уже позади ЕГЭ по географии, литературе и русскому языку. Кому разрешат пересдать экзамен? Можно ли поменять предмет во время основной волны ЕГЭ? Почему на первую часть ответов не принимается апелляция? На вопросы выпускников, поступившие на «горячую линию», отвечает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Записался на ЕГЭ по истории, но сейчас хочу сдавать обществознание. Могу ли я поменять предмет и сдать ЕГЭ по обществознанию в этом году? Сергей Корольков, Московская область

Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку проходит без утечек

Сергей Кравцов: Да, это можно сделать, но только при условии, что у выпускника есть уважительная причина. Например, он болел какое-то время перед 1 февраля, когда истекал срок подачи заявления на участие в ЕГЭ. Вам надо не позднее чем за две недели до начала экзамена, который вы хотите сдавать, подать заявление в государственную экзаменационную комиссию.

ЕГЭ по обществознанию в этом году пройдет 8 июня. Резервные дни -22 и 30 июня. К 8 июня вы, скорее всего, не успеете, а вот сдать ЕГЭ по обществознанию 30 июня, думаю, сможете. Если человек забыл указать нужный предмет в заявлении на сдачу ЕГЭ, то сможет сдать экзамен только в следующем году. Кстати, обществознание — самый массовый экзамен.

В этом году на него записались почти 382 тысячи человек.

Результаты ЕГЭ, полученные в 2016 году, будут действительны до 2020 года

Допустят ли до ЕГЭ того, кто получит «двойку» по какому-либо предмету в 11 классе? Наталия Павловна, Кимры, Тверской области, мама выпускника

Сергей Кравцов: К ЕГЭ допускают тех, у кого нет неудовлетворительных годовых отметок за 10 и 11 классы. Тот, кто получит «два», не важно, по какой дисциплине, ЕГЭ в этом году сдать не сможет.

Пойду сдавать математику и базового и профильного уровня. Если получу «два» на профильном уровне, но сдам базу, мне дадут аттестат? Полина, Подгоренский район, Воронежская область

Сергей Кравцов: Да, аттестат вы получите. Для этого достаточно набрать минимальный балл либо на профильном, либо на базовом ЕГЭ по математике. Для профильного экзамена это 27 баллов из 100, для базового — 3 балла из 5 возможных.

Допустим, выпускник получил неудовлетворительную оценку сразу и на базе и на профильной математике. Ему разрешат пересдать математику, выбрав базовый или профильный уровень. Но тому, что получит снова «неуд», придется прийти на экзамен в следующем году.

Большинство школ оценивают базовый экзамен по системе «зачет — незачет». Результаты ЕГЭ никак не влияют на отметки в школьных аттестатах. К слову, в открытом банке заданий добавились вопросы по математике базового уровня ЕГЭ.

Опубликованы реальные варианты заданий по всем предметам ЕГЭ досрочного периода, так что есть возможность потренироваться.

Могу я пересдать экзамен в резервный день, если меня не устроит полученный балл? Александр, Москва

Каждый третий выпускник будет в этом году сдавать ЕГЭ по физике

Сергей Кравцов: Вам разрешат это только в том случае, если по одному из обязательных предметов — русскому языку или математике — вы не наберете минимального балла. В резервный день можно сдать или пересдать экзамен тому, кто не пришел на ЕГЭ по уважительной причине или по уважительной причине не смог завершить экзамен.

Что считается уважительной причиной для неявки на экзамен? Безусловно, болезнь и медицинская справка, которая это подтверждает. Участие спортсменов в соревнованиях, сбой по вине организаторов экзаменов, форс-мажорные обстоятельства. Например, паводок, буран, отключение света в пункте проведения ЕГЭ.

Тем, кто хочет улучшить оценку, придется прийти на следующий год.

Заканчиваю школу в этом году, буду сдавать ЕГЭ. Летом мои родители уезжают на два года работать в другую страну. Если я уеду с ними и буду поступать в вуз после возвращения, будут действительны мои результаты? Или ЕГЭ мне надо будет сдавать заново? Анна, Санкт-Петербург

Сергей Кравцов: Нет, не надо снова сдавать ЕГЭ. Результаты действительны в течение четырех лет, следующих за годом получения таких результатов. Иными словами, пять лет. Результаты ЕГЭ, полученные в 2016 году, будут действительны до 2020 года включительно. При этом вы имеете право пересдать экзамены заново, чтобы попытаться улучшить свой результат и набрать более высокий балл.

Если я испортил экзаменационный бланк, его можно заменить? Артем, Тула

Правила сдачи ЕГЭ ужесточатся

Сергей Кравцов: Если вам кажется, что испорчен бланк, нужно пригласить организатора. Он оценит: нужен новый бланк или можно сделать исправления на старом. Описки или опечатки не считаются основанием для замены.

Хочу напомнить: менять комплект можно только целиком, при этом экзаменационные задания изменятся тоже, и лишь до того, как человек начал выполнять их.

Испорченный бланк сдается организатору в аудитории, а экзамен придется пересдавать в резервный день.

Могу я отказаться от сдачи предмета по выбору и просто не приходить на экзамен? Школьное руководство сказало, что для этого мне придется написать заявление аж на имя главы республики! А просто не приходить на экзамен я не могу, так как нельзя так делать. Это все правомерно? Диана, Татарстан

Сергей Кравцов: На обязательные предметы прийти придется. Иначе есть риск остаться без аттестата. На ЕГЭ по выбору можно не приходить, даже если вы подали заявление на участие в экзамене. Писать заявление об отказе в этом случае не нужно. Просто в федеральную базу данных не будут занесены сведения о ваших результатах экзамена.

Через сколько дней после экзаменов нам скажут результат? Светлана, Владимирская область

Сергей Кравцов: Обработка экзаменационных работ занимает от 10 до 18 дней. К примеру, в этом году ЕГЭ по русскому языку выпускники будут сдавать 30 мая, значит, не позднее 15 июня в регионах будут известны результаты. Тогда же объявят и результаты ЕГЭ по базовой математике, итоги профильной можно будет узнать 21 июня, обществознания — 22 июня. График есть на сайте ege.edu.ru.

Как подавать апелляцию и правда ли, что первую часть заданий эксперты не рассматривают? Павел, Нижегородская область

Базовый тест ЕГЭ по математике в Костроме решил пятиклассник

Сергей Кравцов: Первую часть ответов проверяет компьютер, апелляцию на них подать нельзя. Как и нельзя подать апелляцию на какой-то один конкретный вопрос. Работа перепроверяется целиком.

Подавать апелляцию можно в течение двух дней после объявления результатов. Не забывайте, что при перепроверке баллы могут быть не только увеличены, но и снижены.

Если ученика что-то смущает в процедуре проведения экзамена, то апелляция подается прямо в день экзамена.

Что можно взять с собой на экзамен? Андрей, Екатеринбург

Сергей Кравцов: Гелевую или капиллярную ручку с чернилами черного цвета и паспорт. При необходимости можно взять с собой лекарства и питание. На экзамен по математике разрешается принести линейку, по физике — линейку и непрограммируемый калькулятор, по химии — непрограммируемый калькулятор; по географии — линейку, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

Участникам с ограниченными возможностями здоровья разрешено пользоваться специальными техническими средствами. Это, например, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты, звукоусиливающая аппаратура, индивидуальное освещение, увеличительные устройства.

Инфографика «РГ» / Михаил Шипов / Ирина Ивойлова

Источник: //rg.ru/2016/05/30/glava-rosobrnadzora-otvetil-na-voprosy-vypusknikov-o-ege.html

ЗаконностьЗдесь