Что относится к понятию жилище согласно Конституции?

Понятие жилище в ук рф

Что относится к понятию жилище согласно Конституции?

В. КОПЫЛОВВ. Копылов, заместительначальника следственного отделения приСмирныховском РОВД Сахалинской области.

В правоприменительнойпрактике есть ряд проблем, связанных спробелами в толковании тех или иныхуголовно-правовых норм. Одна из них -толкование понятия «жилище». Особенно остроона стоит при квалификации действий,связанных с незаконным проникновением вжилище.

Собственно, формулировка»жилище» в примечании к ст.

139 УК РФизложена довольно подробно: индивидуальныйжилой дом с входящими в него жилыми инежилыми помещениями, жилое помещениенезависимо от формы собственности,входящее в жилищный фонд и пригодное дляпостоянного или временного проживания, аравно иное помещение или строение, невходящие в жилищный фонд, нопредназначенные для временногопроживания.

Однако возникаютситуации, когда ограничиваться положениямиэтого примечания не представляетсявозможным. Если с первой частью примечаниявсе ясно, то во второй чувствуется явнаязаконодательная недоработка. Речь идет об»иных помещениях или строениях, не входящихв жилищный фонд, но предназначенных длявременного проживания». Что это за»иные помещения или строения»? Что под нимиподразумевает законодатель? Во всех лислучаях проникновение в такие помещенияили строения будет считатьсяпроникновением в жилище? Здесь таятсятрудности с квалификацией содеянного.Особо часто это связано с хищениями,сопряженными с незаконным проникновением вжилище. Что касается проникновенияв жилище, представляющее индивидуальныйдом, квартиру, где люди проживают, какправило, постоянно, то здесь особых проблемс квалификацией преступления нет. Но когдаречь идет о незаконном проникновении,например, в садовый или дачный дом, летнююкухню, баню, иную надворную илихозяйственную постройку, где людипостоянно не проживают, но иногда готовятпищу, остаются на ночлег или даже живуткакое-то время, то возникают сложности. Дело в том, что имущественнаядифференциация в российском обществе впоследние 10 — 15 лет достигла огромныхразмеров. Собственники либо иные законныевладельцы различных объектов недвижимостив большинстве случаев используют их дляразличных целей, в том числе в качествевременного жилища. В этих случаях нужноиметь в виду, что жилище, как правило, одно.Поэтому следует отличать преступныепосягательства на жилища граждан и на жилыелибо иные приспособленные для жильяпомещения вообще. Многиеправоприменители зачастую по-разномупонимают суть выражений «пригодное дляпостоянного или временного проживания»,»предназначенные для временногопроживания», содержащихся в примечании к ст.139 УК. Они полагают: если какое-либопомещение или строение возможноиспользовать под жилье, то оно в любомслучае является жилищем вуголовно-правовом смысле. С этим нельзясогласиться потому, что примечание лишьобобщает всю сферу правоотношений,связанных с правом владения и пользованияобъектами жилья, и в этой связи не можетслужить прецедентом для любой ситуации.Каждый раз требуется конкретизация. Всегда ли незаконное вторжение вуказанные сооружения и помещения с цельюсовершения хищения надлежитквалифицировать по признаку «незаконноепроникновение в жилище»?

ПленумВерховного Суда РФ в Постановлении от 27декабря 2002 г. «О краже, грабеже и разбое» (п. 18)разъяснил, что при квалификации действийлица, совершившего хищение по признаку»незаконное проникновение в жилище»,следует руководствоваться примечанием кст. 139 УК.

Это говорит о том, что диспозицииуголовно-правовых норм, предусмотренных ч. 3ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 162 УК, в связис истолкованием их Пленумом фактическиявляются отсылочными к норме, изложенной впримечании к ст.

139 УК, а диспозицияпоследней имеет своим объектомконституционное право человека игражданина на неприкосновенность жилища.

Это означает, что хищение, связанное снезаконным проникновением в жилище, помимоосновного объекта преступления, имеет еще идополнительный. То есть, проникая в жилище сцелью совершения там, например, кражи,виновный посягает, во-первых, насобственность (как на основной объектпреступления), а во-вторых, наконституционное право человека игражданина на неприкосновенность жилища(дополнительный объект).

Такимобразом, подходя к уголовно-правовомупонятию «жилище», следует руководствоватьсяв первую очередь положениями ст. 25 КонституцииРФ: «Жилище неприкосновенно. Никто невправе проникать в жилище против волипроживающих в нем лиц иначе как в случаях,установленных федеральным законом, или наосновании судебного решения».

Подчеркнем, что в Конституции речь идет оволе «проживающих» в жилище лиц. Эта отсылкак Конституции объясняет закономерностьзаконодательного отделения в ст. 158 УК более»легкого» квалифицирующего признака»незаконное проникновение в помещение либоиное хранилище» от более тяжкого»незаконное проникновение в жилище». Решая вопрос о понятии жилища, нужно такжеруководствоваться способомграмматического толкования. По толковомусловарю В.И. Даля, жилище — это то место, «гдеживут люди, где поселились… Жилое место…заселенное». Если рассматриватьсказанное применительно к признакамсостава преступления, посягающего нажилище граждан, то, исходя из смысла ст. 25Конституции РФ, в жилище, на котороепосягательство направлено, должен кто-либопостоянно или временно проживать.

Таким образом, помещение или строение, вкоторое незаконно вторгается виновный,должно использоваться в качестве жилищаименно в то время, когда происходитпосягательство. Например, дачный дом (иноепомещение или строение), когда хозяевавременно используют его как жилье, т.е.

проживают там какой-то период времени,будет жилищем именно в этот временнойпромежуток. Если же хозяева уже не живуттам, но хранят хозяйственный инвентарь илииное имущество, такой дом не можетрассматриваться как жилище, так как в немникто уже не проживает. Теперь домиспользуется как хранилище различныхматериальных ценностей.

Проникновение тудас целью кражи вэтом случае следует квалифицировать попризнаку «незаконное проникновение впомещение либо иное хранилище» (п. «б» ч. 2 ст.158 УК).

И наоборот, если такой дом (иноепомещение или строение) соответствуеттребованиям, при которых возможно егоиспользование в качестве жилища и оноиспользуется как жилище, то и проникновениев него будет проникновением в жилище.

Подводя итог сказанному, стоит отметить:если собственник или иной владелец жилогопомещения не использует помещениенепосредственно под жилье, топроникновение туда с целью совершенияхищения причиняет вред только основномуобъекту преступления, предусмотренного ст.158 УК, — собственности. Конституционноеправо граждан на неприкосновенность жилищав этом случае не подвергается преступномупосягательству и потому не может влечьуголовной ответственности за «незаконноепроникновение в жилище». Не всякоенезаконное проникновение в жилище будетявляться проникновением именно в жилище,если рассматривать этот вопросприменительно к субъективной сторонепреступления.

Хищение, сопряженноес незаконным проникновением в жилище,характеризуется умышленной формой вины.Поэтому, учитывая принцип вины,установленный ст.

7 УК РФ, лицо не подлежит уголовнойответственности по признаку «незаконноепроникновение в жилище», если, незаконнопроникая в какое-либо помещение (строение),являющееся жилищем, оно этого не осознавалои не желало нарушать прав граждан на егонеприкосновенность. Такие действия следуетквалифицировать как проникновение впомещение либо иное хранилище.

Поскольку применение примечания к ст. 139 УКРФ неодинаково, считаю, что целесообразнобыло бы законодательно дополнить конецпримечания после слов «но предназначенныедля временного проживания» словами «ииспользуемые в этих целях». Это дополнениевнесло бы ясность в примечание и развеялобы сомнения относительно того, чтопосягательство на любое помещение, вкотором проживание людей в принципевозможно, но которое как жилище неиспользуется, не может рассматриваться какпосягательство на жилище вконституционно-правовом иуголовно-правовом смысле.

ССЫЛКИ НАПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Источник: //www.lawmix.ru/comm/8945

§2.3. Конституционное право граждан на жилище. Жилищное право

Что относится к понятию жилище согласно Конституции?

Жилищное право

§2.3. Конституционное право граждан на жилище

       В российском законодательстве понятие «жилище» раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры.

Термин «жилище» означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей, — жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также другие объекты жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование)*(57).

       Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране оно впервые было установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции России, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищном кодексе РСФСР и др.).

В статье 40 Конституции России право на жилище определено иначе, чем в Конституции РСФСР 1978 г. Часть 2 статьи 40 Конституции России предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то, согласно части 3 статьи 40 Конституции, такое жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Конституция, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Право граждан на жилище закреплено и в конституционных законах некоторых субъектов Российской Федерации*(58). Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами*(59).

       Как же должны быть истолкованы суть и содержание формулировки «каждый имеет право на жилище»? Прежде всего, ограничительно, без упоминания «реальной возможности». Действительно, в последнее время в юридической литературе довольно сдержанно, без громких фраз и эпитетов, говорится о смысле этого выражения*(60).

       Выделим основные точки зрения и высказывания. Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Например, В.Р. Скрипко отмечает: «Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем.

Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого»*(61).

Во-вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем*(62). С.М. Корнеев, обоснованно выделяя два принципиальных положения, обращает внимание на то, что «остается не ясной сущность права на жилище.

Ни в Конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается»*(63). В-третьих, допускаются высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям:

       а) стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;

       б) содействие государства улучшению жилищных условий;

       в) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды*(64). Итак, в первую очередь обращается внимание на «постоянное», «устойчивое» пользование имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что «жилье неприкосновенно».

Обоснованы суждения относительно содействия государства в улучшении жилищных условий.

Обойдены или комментируются иначе выражения «реальная или гарантированная возможность получения», «государство гарантирует», которые в недавнем прошлом относили к самой сути права на жилище.

       Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади*(65).

Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

       Закрепление в Конституции права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц.

Тем самым Конституция создала конституционные основы стабильного пользования жилищем и возможность получения для улучшения жилищных условий другого жилища*(66).

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст.

 40 Конституции РФ) служат юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений, для пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда*(67).

       Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания статьи 40 Конституции России:

       1) к возможности стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования, и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

       2) к возможности улучшать свои жилищные условия, получать другое жилое помещение разными способами: для малоимущих лиц и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; для других лиц — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

       3) к возможности использовать жилое помещение не только для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и для передачи с целью проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);

       4) к обеспечению для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека; недопустимости произвольного лишения граждан права на жилище.

       С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

       Право на жилище, согласно статье 17 Конституции, принадлежит каждому от рождения.

В жилищном законодательстве это свойство проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы.

Право на жилище, провозглашенное в статье 40 Конституции, относится к числу основных прав, и поэтому в силу статьи 17 Конституции этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании статьи 56 Конституции чрезвычайного положения право на жилище (как и другие основные права) не подлежит ограничению.

       В целях обеспечения жилищных прав граждан Жилищный кодекс России устанавливает юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.

       Большое значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения статьи 27 Конституции о праве каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

При этом Конституция имеет в виду обе формы жительства — постоянное (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает дольше, чем в других местах)*(68). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище.

Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет большое значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.

       Положение статьи 35 Конституции о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности, носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной области.

По смыслу данной статьи это правило распространяется на всех граждан — будь то рядовой гражданин, либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо объединения граждан, включая юридических лиц как коллектив собственников*(69).

       Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией, носят экономический характер и выступают в виде тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами (предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, льгот и субсидий для приобретения жилья и т.д.).

       С целью реализации конституционного права гражданина на жилище закон устанавливает обстоятельства (юридические факты), при которых у него возникают субъективные права требования: предоставить жилое помещение из жилищного фонда социального использования, получить субсидию и т.д.

Эти права возникают по воле самого гражданина, но реализуются при посредстве правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, различных организаций.

Конституционное право на жилище в данном случае можно считать реализованным с момента вынесения решения о предоставлении лицу конкретного жилого помещения и выдачи ордера на его заселение, в результате чего у гражданина возникает субъективное право на жилое помещение*(70).

       Конституция гарантирует гражданам России беспрепятственное осуществление ими субъективного права на занимаемое ими жилое помещение (право пользования). Статья 40 Конституции прямо определяет, что никто не может быть произвольно лишен жилища.

Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище.

Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции). Законом РФ от 25 июня 1993 г.

«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»*(71) вместо прописки введен регистрационный учет граждан.

Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо собственником которого он является, либо которым он пользуется по договору найма или по иным основаниям, предусмотренным законом. Ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства могут быть установлены только федеральным законом*(72).

       В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»*(73). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая большое значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11).

Источник: //kommentarii.org/gilpravo/page9.html

Конституционное право граждан на жилище — Студопедия

Что относится к понятию жилище согласно Конституции?

Проблемы сушности и содержания права фаждан на жилище всегда (и особенно в последнее время) являлись предметом серьезного внимания российских правоведов.

Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает основы жизни людей.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.

) являются юридической базой для развития и совершенство-вания жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями и т. п.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к несколъким основным юридическим возможностям:

— возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

— возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоиму-щими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

— возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора;

— обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

— обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции РФ о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жиз-ни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Право на жилище согласно ст. 17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы.

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ это право неотчуждаемо: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе.

Конституционное право на жилище означает прежде всего право гражданина иметь жилище для проживания.

Главным содержанием права на жилище является гарантированное Конституцией РФ и другими законами право пользования жилищем, а также право распоряжаться им в определенных пределах в своих интересах и в интересах своей семьи.

Право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования реализуется в основном в правоотношениях административно-правового и гражданско-правового (договорного) характера, а в домах частного жилищного фонда — вотношениях гражданско-правового характера. Гражданский кодекс РФ (ст. 288) прямо предусматривает право собственника сдавать жилое помещение для проживания другим лицам на основе договора.

По мере осуществления жилишных профамм будет расширяться содержание права на жилище, оно будет дополняться новыми моментами, охраняться новыми материальными и юридическими гарантиями.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-право-вого статуса гражданина России.

Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими поме-щениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного жилищного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с гаран-тированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Важное значение имеет выяснение вопроса о правовом механизме реализации конституционного положения о праве на жилище.

Этот вопрос является частью более общего вопроса о природе и механизме действия конституционных норм: конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права фаждан, в частности право на жилище, действуют в конечном счете через нормы соответствующих отраслей права; нормы отраслевого законодательства конкретизируют нормы Конституции и непосредственно регулируют поведение граждан, должностных лиц и органов государства; статьями Конституции РФ надлежит руководствоваться непосредственно и при разрешении конкретных вопросов, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах.

Общие положения Конституции о праве на жилище не требуют дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилишного и других отраслей законодательства, устанавливающих соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Так, в ч. 3 ст. 40 Конституции РФ говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и «иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище».

Такие положения Конституции реализуются в конкретных 32 законах, иных нормативных правовых актах, через которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует и проявляется с нормами отраслевого законодательства: жилищного, фажданского, административного и др.

Источник: //studopedia.ru/6_69763_konstitutsionnoe-pravo-grazhdan-na-zhilishche.html

Тема 1. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

Что относится к понятию жилище согласно Конституции?

В.Т. Батычко
Жилищное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

1.7. Право на жилище. Неприкосновенность жилища

В российском законодательстве понятие «жилище» раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры.

Термин «жилище» обозначает, обычно, особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей, жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование).

Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно.

В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 года, а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза СССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.). В ст.

40 Конституции РФ право на жилище определено по-другому в сравнении с тем, как оно было сформулировано в Конституции РСФСР 1978 года. Часть 2 ст. 40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ такое жильё предоставляется только малоимущим, иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилище.

Речь идёт, в частности об обеспечении жильём военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной Войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция РФ, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы в обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

Право граждан на жилище закреплено также в конституционных законах отдельных субъектов РФ. Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Закрепление в Конституции РФ прав на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нём лиц.

Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 Конституции РФ и др.

) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования  жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции РФ:

1)  возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путём индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренных законодательством;

2)  возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными, указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путём получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами;

3)  возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина – собственника этого помещения и членов его семьи, но и путём передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);

4)  обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

5)  обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции РФ о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нём (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Право на жилище согласно ст. 17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения.

В жилищном законодательстве это свойство прав на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причём в законе учитываются их особые интересы.

Право на жилище, провозглашённое в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст.

17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объёме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России.

Этому праву соответствуют определённые обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением, прежде всего, малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления прав пользования жилищем.

Источник: //www.aup.ru/books/m238/1_7.htm

ЗаконностьЗдесь